Земли лесного фонда правовой режим их использования

Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.05.2018 2018-05-03

Статья просмотрена: 1128 раз

‒ размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

Тема 13. Правовой режим земель лесного фонда

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.

В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся:

1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

При этом ст. 6 ЛК РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Руководящим для использования таких земель будет принцип лесного законодательства – обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.

Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.

Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. ст. 15 – 19 ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:

– имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;

– имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

– постоянного (бессрочного) пользования;

– ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

– безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Читайте также:  Договор субаренды нежилого помещения - образец, заполнение

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

– постоянного (бессрочного) пользования;

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

  1. освоенные;
  2. резервные.

ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.


Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Как получить надел в лесистой местности и как потом его использовать

Получить такой участок вправе как физическое, так и юридическое лицо, но права его пользования строго оговорены. Это:

  • аренда с использованием для производственных нужд;
  • безвозмездное пользование;
  • концессия (договор, по которому передается муниципальная собственность);
  • не длительное пользование.

От арендаторов требуется соблюдать в точности все положения заключенного соглашения: реализация мероприятий по лесовосстановлению, соблюдение санитарно-гигиенических норм, запрет на оставление заготовленной древесины, недорубов на месте рубок, когда срок вывозки уже истек.

Арендаторам дозволено заниматься заготовкой древесины, пчеловодством, вырубкой новогодних елок. Они могут использовать арендованные территории под сенокосы и пастбища, как площадку для научно-исследовательских разработок, проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.


Максимум, на что субъект Федерации своим решением представит участок с лесом – лет на десять. Получить его могут:

Правовой режим земель лесного фонда. Лесное право

Попробуем определить понятие «лесной участок» с помощью понятия «лес», которое сформулировано в ст. 5 ЛК РФ: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. То есть лес представляет собой или экологическую систему, или природный ресурс. Когда и при каких условиях следует применять то или иное значение, неизвестно.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Особенности правового режима земель лесного фонда связаны с тем, что к ним отнесены две группы земель. Во-первых, это непосредственно лесные земли, т.е. покрытые лесной растительностью, а также хотя и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие). Во-вторых, — это такие нелесные земли, которые предназначены для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие). При этом земли данной категории занимают более половины территории страны, что обусловливает их значение для экологии и заготовки древесины.

Лесопользование юридически связано с землепользованием, поскольку использование лесов невозможно без использования тех земель, на которых они расположены. Поэтому ЛК РФ предусматривает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются [1] .

Согласно ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, соответственно земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также могут располагаться на землях иных категорий (если на них расположены леса).

В целях расширения степени оборотоспособности объектов, вовлеченных в лесные отношения, лесное законодательство разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесные насаждения и лесной участок. При этом древесина на корню выступает как недвижимость, как принадлежность главной вещи — земле, на которой она произрастает.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. Собственниками же лесных участков в составе иных категорий земель могут быть субъекты РФ, муниципальные образования и даже граждане и юридические лица в соответствии с земельным законодательством. Впрочем, нормы других федеральных законов, определяющих формы собственности на землю (ЗК РФ, ВК РФ, законы о природных территориях, о недрах, об обороне, о мелиорации) применительно к таким землям также отдают приоритет публичной земельной собственности. Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование (только государственным или муниципальным учреждениям) и в безвозмездное пользование.

Решение о предоставлении лесных участков принимают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления. Наиболее распространенным способом осуществления права пользования землями лесного фонда и лесами является договор аренды, на основании которого лесные участки предоставляются для заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ, в том числе и для ведения сельского хозяйства. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Однако до 1 января 2017 г. допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков без проведения такого учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. По общему правилу заключение такого договора осуществляется по результатам открытого аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без торгов заключение договора аренды в отношении лесного участка допускается только в следующих случаях:

  • • осуществление деятельности юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов;
  • • выполнение работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых;
  • • строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов в соответствии с водным законодательством;
  • • строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов;
  • • реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов [2] ;
  • • заготовка древесины налесном участке, предоставленном для переработки ее и иных лесных ресурсов, а также на участке, на котором выполняются работы, связанные с недрами, водными и линейными объектами;
  • • нахождение на таком участке здания или сооружения (договор аренды заключаются с собственником такого здания или сооружения, а также помещения в нем или же с таким юридическим лицом, которому этот объект предоставлен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Кроме того, без проведения торгов осуществляется заключение нового договора аренды с лицом, надлежащим образом исполнившим прежний договор — по истечении срока его действия (для тех же видов использования лесов, для которых лесной участок был предоставлен ранее) при условии, что прежний договор также был заключен без проведения торгов либо если лесной участок по прежнему договору был предоставлен в аренду по результатам торгов на срок более 10 лет.

Режим правовой охраны лесов и земель лесного фонда определяется в зависимости от целевого назначения лесов, которые подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Кроме того, во всех этих категориях лесов могут быть особо защитные участки лесов — это: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; а также другие особо защитные участки лесов.

Целью освоения защитных лесов является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием таких лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Читайте также:  Какие документы нужны для продажи дачи

В защитных лесах и на защитных участках запрещена деятельность, несовместимая с целевым их назначением и полезными функциями.

Эксплуатационными являются такие леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускаются все виды лесопользования. В том числе, в таких лесах допускается ведение сельского хозяйства (сенокошение, выпас животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность, а также размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек).

К резервным относятся такие леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование этих лесов с проведением рубок лесных насаждений допускается только после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд).

Всеми лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование ежегодно подается в органы государственной власти или местного самоуправления лесная декларация, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Кроме того, без проведения торгов осуществляется заключение нового договора аренды с лицом, надлежащим образом исполнившим прежний договор — по истечении срока его действия (для тех же видов использования лесов, для которых лесной участок был предоставлен ранее) при условии, что прежний договор также был заключен без проведения торгов либо если лесной участок по прежнему договору был предоставлен в аренду по результатам торгов на срок более 10 лет.

Особенности правового режима земель лесного фонда

В ЗК РФ дается определение земель лесного фонда, к которым ст. 101 данного кодекса относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

Согласно лесному законодательству леса в РФ располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ст. 6 ЛК РФ).

Правовой режим лесов, расположенных на землях лесного фонда зависит от их целевого назначения.

Так, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ 11 Справочная система «Консультант плюс». леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

  • 1) защитные леса;
  • 2) эксплуатационные леса;
  • 3) резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Кроме того, в защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования:

  • а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
  • б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
  • в) постоянные лесосеменные участки;
  • г) заповедные лесные участки;
  • д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
  • е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
  • ж) другие особо защитные участки лесов (ст. 102 ЛК РФ).

Гл. 2 ЛК РФ устанавливает особенности использования лесов на территории РФ. Так, согласному данному закону леса в РФ могут использоваться для следующих целей: заготовка древесины, живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; сбора лекарственных растений; для ведения охотничьего хозяйства; для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; для рекреационной и иных видов деятельности, с особенностями, предусмотренными соответствующими статьями ЛК РФ,

Рассмотрим особенности правового режима каждой из них.

Законодатель с учетом особенностей правового режима выделяет следующие категории лесов первого вида (защитных лесов):

  • 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
  • 2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
  • 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
    • а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    • в) зеленые зоны, лесопарки;
    • г) городские леса;
    • д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

    Устанавливается целевое назначение данной категории земель. Так, согласно ч. 1 ст. 102 и ч. 4 ст. 12 ЛК РФ закреплено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

    На территории таких лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

    В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

    К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях ЛК РФ относит леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных особо охраняемых природных территориях.

    В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

    По общему правилу в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесах в РФ запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

    Кроме того, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов запрещены и случи установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

    Законодатель предусматривает возможность выборочных рубок (в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов), которая на практике реализуется только для целей вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

    Леса второго вида (эксплуатационные леса) подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускается использование лесов всех видов, предусмотренных ЛК РФ.

    К резервным лесам (леса третьего вида) в РФ отнесены леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

    В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

    Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

    По общему правилу в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесах в РФ запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

    Особенности правового режима земель лесного фонда

    В ЗК РФ дается определение земель лесного фонда, к которым ст. 101 данного кодекса относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

    Установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

    Согласно лесному законодательству леса в РФ располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ст. 6 ЛК РФ).

    Правовой режим лесов, расположенных на землях лесного фонда зависит от их целевого назначения.

    Так, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ 11 Справочная система «Консультант плюс». леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

    • 1) защитные леса;
    • 2) эксплуатационные леса;
    • 3) резервные леса.

    Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

    Кроме того, в защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования:

    • а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
    • б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
    • в) постоянные лесосеменные участки;
    • г) заповедные лесные участки;
    • д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
    • е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
    • ж) другие особо защитные участки лесов (ст. 102 ЛК РФ).

    Гл. 2 ЛК РФ устанавливает особенности использования лесов на территории РФ. Так, согласному данному закону леса в РФ могут использоваться для следующих целей: заготовка древесины, живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; сбора лекарственных растений; для ведения охотничьего хозяйства; для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; для рекреационной и иных видов деятельности, с особенностями, предусмотренными соответствующими статьями ЛК РФ,

    Рассмотрим особенности правового режима каждой из них.

    Законодатель с учетом особенностей правового режима выделяет следующие категории лесов первого вида (защитных лесов):

    • 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
    • 2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
    • 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
      • а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
      • б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
      • в) зеленые зоны, лесопарки;
      • г) городские леса;
      • д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

      Устанавливается целевое назначение данной категории земель. Так, согласно ч. 1 ст. 102 и ч. 4 ст. 12 ЛК РФ закреплено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

      На территории таких лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

      В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

      К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях ЛК РФ относит леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных особо охраняемых природных территориях.

      В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

      По общему правилу в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесах в РФ запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

      Кроме того, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов запрещены и случи установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

      Законодатель предусматривает возможность выборочных рубок (в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов), которая на практике реализуется только для целей вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

      Леса второго вида (эксплуатационные леса) подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускается использование лесов всех видов, предусмотренных ЛК РФ.

      К резервным лесам (леса третьего вида) в РФ отнесены леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

      В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

      Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

      Кроме того, в защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования:

      59. Земли лесного фонда: понятие, состав и правовой режим

      К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

      К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные).

      К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

      Границы земель лесного фонда определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о них заносятся в перечень основных учетных документов государственного земельного кадастра.

      Для разграничения правового режима земель лесного фонда и общих положений лесного законодательства следует обратиться к Лесному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 января 2007 г.

      Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда, том числе не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулируют отношения в области использования и охраны земель лесного фонда. Гражданское и иное законодательство РФ регулируют отношения по использованию различных видов лесной растительности.

      В отличие от других категорий земель, практически все земли лесного фонда находятся в собственности государства, т.е. являются федеральной собственностью. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд грибы, ягоды и другие плоды, охотиться, собирать лекарственные растения. Однако эти действия контролируются государством и, в необходимых случаях, подлежат ограничению.

      Лесной кодекс РФ предусмотрел право граждан и юридических лиц пользоваться лесными угодьями на правах аренды, причем она должна носить долговременный характер и защищать интересы всех граждан и общества в целом. При этом лесопользователи обязаны осуществлять охрану лесных земель, соблюдать условия договоров проводить лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные и другие обязательные правила.

      Состав земель лесного фонда РФ определяется ст. 23 ЛК РФ. В состав входят:

      Управление землями лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами управления землями, определенными ст. 1 ЗК РФ. В целях качественного учета, перераспределения и контроля со стороны государства за землями лесного фонда в настоящее время создается лесной реестр по аналогии с земельным кадастром.

      В отличие от других категорий земель, практически все земли лесного фонда находятся в собственности государства, т.е. являются федеральной собственностью. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд грибы, ягоды и другие плоды, охотиться, собирать лекарственные растения. Однако эти действия контролируются государством и, в необходимых случаях, подлежат ограничению.

      Правовой режим земель лесного фонда

      Земли лесного фонда — одна из категорий земель, наиболее значительных по пло-щади в РБ. Средняя лесистость на территории Беларуси составляет 38% (2004 г.). Земли лесного фонда выполняют целый ряд важных функций: служат средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс территории, служат резервом для землепользования в других отраслях, не связанных с использованием лесов (сельского хозяйства, транспортной, других).

      Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством. Кодекс о земле устанавливает общий по-рядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, осно-вания прекращения права землепользования этими землями. Одновременно в Лесном ко-дексе дается определение и структура земель лесного фонда, а также правовые нормы ле-сопользования.

      Согласно Лесному кодексу (2000 в ред. 2004 гг.), лесной фонд образуют:

      • леса и покрытые ими земли,

      • лесные земли, не покрытые лесом,

      Согласно статье 6 того же кодекса, в состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

      К лесным относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления, предоставленные для нужд лесного хозяйства (вырубки, гари, площади, занятые питомниками и др.).

      К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, мелиоративной сетью и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие не-удобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

      Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

      Последнее утверждение содержит некоторые противоречия. Первичной территориальной единицей земель этой категории является либо ЗУ государственной лесохозяйст-венной организации, либо контур лесных земель Гослесфонда. А такие контуры могут быть расположены в пределах границ других категорий земель: природоохранных, обороны, населенных пунктов и др. Кроме этого, в границах ЗУ лесохозяйственных организаций могут находиться земли, занятые водными объектами, особо охраняемыми террито-риями и др., которые засчитываются и в состав нелесных земель данной категории, и в состав земель, например, водного фонда.

      Основную часть лесного фонда образуют леса. Все леса образуют единый государственный лесной фонд. Лесные земли Гослесфонда по состоянию на начало 2004 г. занимали 8264 тыс. га. Леса составляют собственность государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право госу-дарственной собственности на леса, запрещаются.

      В соответствии с хозяйственной ценностью лесов, их местоположением и выпол-няемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

      В 1 группу входят леса, выполняющие, в основном, экологические функции: водоохранные (31%), защитные – противоэрозионные, вдоль дорог и др. (26%), зеленые зоны городов (30%), заповедники и национальные парки (10%), заказники и др. Ко 2 группе относятся эксплуатационные леса. Площади лесов 1 и 2 групп примерно одинаковы

      В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защищенные участки с ограни-ченным режимом лесопользования (вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).

      В зависимости от группы и категории лесов устанавливается порядок ведения в них лесного хозяйства.

      Перевод лесов из одной категории защищенности в другую осуществляется на основании решений Правительства РБ или областных органов, принимаемых по совместным представлениям специально уполномоченного республиканского органа в области использования, охраны, защиты лесного фонда и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

      Перевод нелесных земель в лесные земли в целях лесоразведения в границах лесного фонда осуществляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами.

      Изъятие и предоставление (передача) земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь. Лупа складная – прибор оптический небольшого размера, используется для лучшего рассматривания мелких изображений и предметов. Складная лупа очень удобна в применении, её можно без проблем взять с собой, положив в карман или рюкзак, тем самым помогая вам в любое время рассмотреть мелкие предметы.

      Перевод земель лесного фонда в земли других категорий производится в случае изменения их целевого назначения и согласовывается со специально уполномоченным органом лесного хозяйства. Различаются права лесопользования и землепользования на землях лесного фонда.

      Лесопользование – использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях;

      Что такое лесная амнистия

      Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

      Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

      • заявление;
      • документы, подтверждающие его права на участок;
      • выписку из ЕГРН;
      • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

      Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.

      • Ф.И.О. гражданина или название организации, являющихся претендентами на аренду;
      • паспортные данные гражданина или сведения об организации либо ИП (в последних двух случаях требуется приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
      • координаты участка с лесом;
      • адрес проживания или место регистрации заявителя.

      Согласование границ земельного участка при межевании

      После составляется Акт согласования местоположения границ земельного участка с указанием фамилий соседей, с которыми нужно провести согласование (взять подписи).

      Когда можно обойтись без согласия соседа?

      В определенных ситуациях лица, являющиеся собственниками соседних наделов, не всегда приходят на проводимые собрания.

      Законодательством предусмотрена возможность уточнения границ без непосредственного присутствия таких лиц.


      Оформление акта согласования осуществляется инженером, проводившим данную процедуру, поскольку то лицо, которое несет ответственность за составление плана, и должно обеспечивать наличие подписанного акта.

Ссылка на основную публикацию