Планы развития жилищной отрасли РФ рассматривали на совещании у президента
В конце декабря президент В. Путин проводил совещание, темой которого было состояние жилищной сферы и пути ее развития. Рассматривалась сегодняшняя ситуация в этой отрасли, основные проекты, разрабатывались стратегические решения по улучшению.
Итоги развития жилищной отрасли РФ в 2005-2016
В рассмотрении итогов работы данной сферы за последние 11 лет отмечены значимые положительные результаты:
- Нужда в улучшении условий проживания снизилась в 1,4 раза. В 2005 г в нем нуждались 61% семей. В 2016 г этот показатель составил 45%.
- Значительно возросли масштабы возведения жилья. Результаты этого периода по динамике роста рекордные, такие темпы в истории страны не наблюдались даже в советское время.
- Количество семей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечных ссуд, достигло 6 миллионов. Этот вид кредита вышел из нишевой категории, доступной только состоятельным гражданам, благодаря снижению процентной ставки с 30% в валюте до 11% в рублях. Согласно информации Центробанка РФ средний показатель на 01.11.2017 г. составляет 9,95%.
Сегодняшняя ситуация в жилищной сфере
Сейчас перед жилищной отраслью стоят две основных задачи: повышение доступности жилой недвижимости для россиян и улучшение качества жилья. В фонде РФ большая часть квартир, домов не соответствует сегодняшним стандартам. К этой категории относится жилье, выстроенное до 70-х годов, составляющее почти треть всего объема 3,5 миллиарда квадратных метров.
В обеспечении доступности недвижимости существенную роль могут сыграть ипотечные займы. Отмечен большой потенциал этого сегмента. В нашей стране часть задолженностей по ипотечным ссудам в ВВВ составляет около 5%. В развитых государствах эта цифра складывается на уровне от 40 до 80%. Планируется развитие ипотеки, доведение ее доли в ВВП до 15%. Достигнуть такого результата можно к 2025 году. Особое внимание будет уделяться ипотечным ценным бумагам, планируется формирование ликвидного рынка. Сейчас фондирование ипотечных ссуд этими инструментами находится на уровне 10%, а в ВВП их часть не достигает 1%. В развитых странах этот показатель составляет от 10 до 40%.
В настоящее время ипотечный кредит доступен для трети российских семей, за год выдано около миллиона ссуд. К 2025 году планируется повысить число ипотечных кредитов вдвое, сделать их доступными для половины россиян. Это позволит сформировать устойчивый платежеспособный спрос на жилье.
Пути развития отрасли
Запланирован рост объемов строительства жилья. В этом году этот показатель составляет 80 млн. м2. К 2025 году ежегодные объемы будут доведены до 120 млн. м2 жилья. В стратегию развития входит и рост доли цивилизованной аренды. Сейчас эта цифра держится на уровне 5%. К 2025 году планируется доведение показателя до 50%.
Согласно проведенным опросам, более половины жителей страны считает необходимым условием развитие городской среды. Жилищной сфере нужно отходить от стандартного подхода к строительству жилья. Следует не просто возводить квадратные метры, а строить жилую недвижимость с привязкой к среде. В следующем году будет разработан и принят стандарт для развития территорий в комплексе. Документ будет регулировать застройки в свободных зонах и совершенствование, реконструкцию имеющихся территорий. В него будут входить все элементы, касающиеся городской среды: от оформления вывесок до городского архитектурного плана. Главной задачей стандарта будет улучшение общественных зон, определение приоритетности разнообразных и компактных застроек, повышение качества дорожных уличных сетей.
В Министерстве Строительства РФ уже утвержден Индекс качества для городской среды. Он будет применяться в оценке состояния территорий, проектов. Замеры будут проводиться регулярно, позволят отследить динамику.
Важным стратегическим направлением является обновление жилфонда, которое будет осуществляться с помощью внедрения схем реновации. Будет стимулироваться возведение нового жилья. Планируется создать механизм, способный обеспечивать защиту дольщиков. При этом будет снижаться административная нагрузка на застройщика. В перспективе намечено снижение масштабов строительства с долевым участием, переход к системе финансирования проектов.
© Источник: Реновар.ру
© Автор: Екатерина Мацулина
© Фото: Константин Завражин, РГ
Развитие Крыма и улучшение жизни людей в центре внимания президента на совещании в Ялте
Улучшение уровня жизни в Крыму — главный вопрос, который обсуждал 10 января президент России на совещании в Ялте. Ситуация в здравоохранении, проблемы водоснабжения, ремонт домов и строительство новых. Особо глава государства выделил тему, которая волнует людей: это цены на продукты и бензин. Далее о том, как предлагается решать все самые важные вопросы и что уже стало лучше.
Семья Томенко из Волгограда — отец, сын и дед — обновленный Крым еще не видели. Приехали впервые за пять лет.
«Я в большом восторге, потому что мы проехали от Симферополя, Алушты, Ялты, Севастополя и сейчас круг замкнули; инфраструктурно город, край сам развился в разы на порядок — дороги новые, вы посмотрите, какой аэропорт построили, меняется и гостиничная инфраструктура. Задел за эти пять лет сделан сумасшедший, то есть темпы развития региона, они, конечно, колоссальные и впечатляют 100 процентов!» — отмечает Алексей Томенко.
И таких «впечатленных», как Томенко, становится все больше. В прошлом году в Крыму побывало почти 7,5 миллионов туристов, рост примерно на 10%, подчеркнул Владимир Путин, открывая заседание.
Итоги социального и экономического развития Крыма за последние пять лет подводят в Ялте, в гостинице. И это не случайно. Открытие Крымского моста, новые дороги, новые электростанции — это и многое другое, построенное Россией за эту пятилетку в регионе, сделали полуостров еще более привлекательным для туристов. Что в свою очередь дало новый импульс к развитию. Его нужно использовать для повышения общего уровня жизни в Крыму, сказал президент.
Полуостров, по словам Владимира Путина, показывает динамику. И в отличие от, например, десятилетней давности, динамика эта положительная, а не отрицательная. Например, промышленное производство в Крыму выросло вдвое, а в Севастополе и того больше — в 2,5 раза.
«За последние годы, конечно, сделали немало для раскрытия потенциала Крыма и Севастополя, для их интеграции в общее социальное, правовое, хозяйственное и гуманитарное пространство России. Важным, во многом определяющим фактором стало создание и расширение магистральной инфраструктуры. Понятно, что это самое основное, фундамент, базис, без которого развиваться вообще невозможно, и понятно, что это самая затратная часть. Сделано много, но еще не все. Еще нужно поработать над проблемами водоснабжения, водоотведения, над решением экологических вопросов, которыми здесь, похоже, вообще никто никогда не занимался», — отметил глава государства.
Проблема водоснабжения здесь не нова. Украина перекрыла Северо-Крымский канал, который обеспечивал до 90% полуострова в воде. Фермеры даже отказались от выращивания таких влаголюбивых культур, как, например, рис, поливать нечем. Многие хозяйства перешли на капельное орошение, что при жарком крымском солнце не самый, мягко говоря, эффективный способ. Водой крымчане дорожат, ее экономят.
Пора этот вопрос решать, подчеркнул Владимир Путин. На каждом совещании по крымской теме, которые проводит президент, он говорит: «Улучшения должны быть реальными, а не на бумаге».
«Первое — это дальнейшее повышение качества жизни здесь. Это самые простые, насущные вопросы, с которыми люди сталкиваются каждый день, по сути дела, в своей жизни — ремонт домов, реконструкция инженерных сетей, благоустройство придомовых территорий и общественных пространств, парков, скверов, набережных. Речь идет не только о курортных туристических зонах, но обо всех населенных пунктах», — сказал президент.
«Жилищный фонд очень сильно обветшал, более 400 многоквартирных домов мы уже сделали, планируем сделать еще такое же количество в ближайшее время», — сообщил временно исполняющий обязанности губернатора города Севастополя Михаил Развожаев.
Конечно, проблем в Крыму накопилось немало. Невозможно за пять лет исправить все то, что разрушалось десятилетиями. Но с началом полноценных грузовых перевозок по Крымскому мосту, то есть по плану с 1 июля, ситуация начнет улучшаться быстрее.
«Основная проблема, о которой говорят люди, это нормализация цен на товары первой необходимости, продукты питания, топливо, строительные материалы. Отмечу, что открытие регулярного железнодорожного сообщения должно позитивно сказаться на снабжении Крымского рынка, его насыщение качественными и доступными товарами, особенно, конечно, рассчитываю на этот эффект после регулярного открытия железнодорожного грузового сообщения. С 1 июля в регулярном режиме будут осуществляться железнодорожные перевозки товаров; нужно, чтобы уровень потребительских цен соответствовал уровню доходов жителей Севастополя и Крыма. Для этого органам власти региона нужно работать в тесном контакте с деловыми кругами, развивать логистику, не допускать монополизма и поддерживать конкуренцию, открывать новые места для торговли; причем я прошу вас, уважаемые коллеги, делать это быстро, без всяких административных проволочек», — подчеркнул Владимир Путин
Особого внимания, как сказал президент, требует и система здравоохранения. Новых больниц не хватает, а глядя на старые, часто можно почувствовать себя плохо.
«Масштаб задач здесь действительно огромный, отрасль просто находится в плачевном состоянии, не хватает специалистов, здание и оборудование больниц поликлиник изношены. Причем вот мы говорим о таких же проблемах в масштабах страны в целом, здесь хуже, чем в целом по России. Не все вопросы решены и с лицензированием медицинской деятельности. В итоге сложился перекос в сторону платной медицины», — рассказал глава государства.
Работа в этом направлении идет. Летом, например, откроется Республиканская клиническая больница имени Семашко. Самая современная не только в Крыму — на всем юге России. 11 этажей лечебно-диагностического центра построили буквально в чистом поле, с нуля, за два года.
«До 1 марта будет принято решение тоже о строительстве еще семи объектов здравоохранения — Феодосийская больница, три поликлиники, в Симферополе, одна в Керчи, перинатальный центр в Симферополе», — рассказал глава Республики Крым Сергей Аксенов.
В любой работе нужно ориентироваться на высокие передовые стандарты, подчеркнул на заседании Владимир Путин. Иначе зачем начинать?!
У Путина особое отношение к Татарстану
Ни один регион России не встречает президента страны так часто. Только за последний год глава государства был в республике четыре раза.
KazanFirst подводит политические итоги 2019 года. Республика в прошлом году четыре раза принимала в гостях президента страны Владимира Путина, прощалась с одним из отцов-основателей современного Татарстана, в ведущих министерствах и госорганах происходила ротация руководящих лиц, избирались депутаты в Госсовет и отбивались нападки со стороны Жириновского и Соловьёва.
Госсовет по качеству жизни россиян в Казани
Политический сезон в Татарстане начался с расширенного заседания президиума Государственного совета РФ, на котором обсуждались вопросы качества жизни россиян. В Казань приехали главы 38 регионов, федеральные министры, а также глава государства Владимир Путин.
Это политическое событие, олицетворяющее собой теплое отношение первых лиц страны к Татарстану, являет на самом деле крупное лоббистское достижение республики.
Руководителем рабочей группы по развитию жилищной отрасли и формированию комфортной городской среды Госсовета является лидер Татарстана Рустам Минниханов. Поэтому республика для себя четко сформулировала, мнение президента России на какие проблемы необходимо было услышать.
В Казани Владимир Путин встретился с общественниками, которые высказались перед ним по вопросам благоустройства городов страны и выступили с предложениями по улучшению качества жизни в населенных пунктах. Президент страны запустил производство бензинов на «ТАНЕКО».
Кроме того, в столице Татарстана Путин озвучил ряд параметров, которые смягчили вхождение строительных компаний в новые правила финансового проектирования, в схему эскроу-счетов.
Путин ещё три раза в Татарстане
В уходящем году глава государства часто наведывался в республику. Это не могли не отметить и в казанском Кремле.
– Эти визиты мы оцениваем как серьезное внимание главы государства к региону – одному из экономических и промышленных центров страны, – говорила руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.
13 мая глава государства прибыл в Казань, чтобы посетить авиационный завод, провести совещание по вопросам развития военного комплекса. Путину были представлены модернизированные самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22, Ту-214. Он поднялся на борт вертолета Ми-38Т, предназначенного для воздушно-десантных войск.
27 августа президент посетил церемонию закрытия чемпионата по рабочим профессиям WorldSkills. Он отметил высокий уровень организации турнира в Казани, назвав его наиболее масштабным и представительным в истории движения.
В декабре Владимир Путин наведался на короткое время в Набережные Челны, чтобы поздравить работников КАМАЗа с 50-летием предприятия, вокруг которого, в общем, и построился город Набережные Челны.
Прощание с Василием Лихачевым
Утрату одного из отцов-основателей современного Татарстана понесла республика в прошедшем году. На 67-м году жизни в Москве скончался Василий Лихачев.
Он в 1991 году занял на четыре года уникальный пост вице-президента Татарстана в новых условиях Российской Федерации. Лихачев приложил руку к созданию основного документа республики – Конституции. Среди прочего в ней было закреплено право на два государственных языка – татарский и русский. Также политик работал над созданием Декларации о суверенитете Татарстана, благодаря этому и завершилась трансформация ТАССР в Республику Татарстан.
– Василий Лихачев внес большой вклад в развитие законодательства Татарстана, укрепление международного сотрудничества, становление демократических институтов. Память о нем и непростых годах совместной работы навсегда останется в наших сердцах, – отметил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Старые новые лица
Череда кадровых перестановок пришлась на 2019 год. Серию назначений начал теперь уже бывший глава Альметьевского района Айрат Хайруллин. 5 июня стало известно, что он возвращается в Казань, но уже в статусе министра.
На сессии Госсовета Рустам Минниханов обозначил круг вопросов, решения которых ждут от нового руководителя, – цифровизация экономики, промышленности и госуправления. Глобальные задачи. Но и Айрат Хайруллин по приезде в столицу взялся бойко за них. Начал, например, с переименования своего ведомства. Теперь это министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ. Если кратко, то просто Минцифры.
Один из ключевых и публичных постов в правительстве занял Марат Зяббаров. Он сменил на посту главы министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ многолетнего руководителя отрасли Марата Ахметова.
По факту Зяббаров вернулся обратно. Потому что он покинул ведомство в 2017 году, возглавив Буинский район. До этого он занимал пост замминистра.
Перед обновленным ведомством теперь стоят новые задачи. Уже сейчас можно назвать одну из медийных задач – это актуализация деятельности министерства, в том числе и в глазах горожан, смещения с повестки сколько литров молока надоено в каком-то сельском поселении к конструктивным дискуссиям и обсуждениям процессов ценообразования на продукты питания.
Осенью 2019 года в Татарстане произошла ключевая для медиаотрасли республики перестановка. Агентство «Татмедиа» возглавил теперь уже бывший начальник информационно-аналитического управления в Аппарате президента РТ Айдар Салимгараев. Ранее занимавший этот пост Айрат Зарипов ушел в Госсовет.
– Он очень гибкий, моментально улавливает тенденции и потребности медиа – сказывается его аналитический склад ума, – охарактеризовала Салимгараева пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова.
Выборы в Госсовет
Политической кульминацией уходящего года стали проведенные 8 сентября выборы депутатов Госсовета Татарстана.
Предвыборная кампания выдалась жаркой, было практически всё, что обычно привлекает внимание аудитории к выборному процессу, – шлейф негатива и низкие рейтинги зимой-весной этого года у «Единой России», праймериз у партии власти, межпартийные баталии, сутяжничество и даже порой мордобой между кандидатами в депутаты.
Заостряло внимание к предвыборной кампании также недовольство горожан разного рода планами по изменению развития территорий в Казани, строительство трасс через жилые массивы.
В итоге на выборах в парламент 72,43% поддержки получила «Единая Россия», КПРФ – 10,74%. У других партий – ЛДПР и «Справедливая Россия» – кандидаты прошли в Госсовет, победив своих оппонентов в одномандатных избирательных округах.
Таким образом, 100 мест в республиканском парламенте поделили между собой «единороссы» (90 мест), коммунисты (6 мест), ЛДПР (1 место), «Справедливая Россия» (1 место) и Партия роста (1).
Жириновский и Соловьёв против Татарстана
Уходящий год запомнился несколькими информационными «наездами» на Татарстан.
Кампанию против республики и его жителей начал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Сделал он это сразу после единого дня голосования 8 сентября с трибуны Госдумы. Политик в привычном для себя политическом амплуа изливался желчью по результатам состоявшихся выборов.
– Завалили Казань деньгами! Северный Кавказ [завалили] деньгами, – сокрушался Жириновский.
Ответ Татарстана последовал незамедлительно. Лилия Галимова заявила, что власти оценивают высказывание как «очередную попытку получения сомнительных политических дивидендов».
– Скандальное выступление Владимира Жириновского в Государственной думе, не могло не вызвать негативного общественного резонанса и соответствующей реакции со стороны руководства Татарстана. В данной связи приходит на ум одно известное высказывание, которое в несколько перефразированном виде вполне подходит для характеристики выступления Жириновского: «Глупость или провокация»? К сожалению, здесь явно усматривается и то, и другое, – заявила Галимова.
2 октября 2019 года теле- и радиоведущий Владимир Соловьев в программе «Полный контакт» на радиостанции «Вести ФМ» обозвал жителя Татарстана «мразью».
– Некто Хасанов из Татарстана. Ты мразь! Ты, мразь, за кого? Не позорь Татарстан, мразь! Лакей, путиноид. Ты-то чей? Отдам твой телефон, проверять таких, как ты, надо! А потом они в ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. – Ред.) всплывают, – заявил Соловьев.
Оскорблять слушателя журналист начал после того, как тот отправил сообщение, в котором назвал Соловьева «лакеем» и «путиноидом». Реплику слушателя телеведущий зачитал с характерным акцентом. Так или иначе, от речи Соловьева может сложиться такое впечатление, что Татарстан населяют сторонники ИГИЛ, «мрази». На историю отреагировала Лилия Галимова.
– Я не могу давать оценку деятельности телеведущего, у него есть свой работодатель. Я очень надеюсь, что он не проводил аналогии, так получилось случайно. Я думаю, не очень честно вступать в публичный конфликт со своим оппонентом через уважаемую радиостанцию, которая вещает на всю страну, когда твой оппонент не может тебе ответить. В этом плане это не совсем честно, – прокомментировала на одном из брифингов Галимова.
Послание Рустама Минниханова
Ежегодным важным политическим событием для Татарстана, как в целом и для татарского мира, стало послание Рустама Минниханова к вновь избранному Госсовету республики.
В нем президент заявил о важности объективного проведения Всероссийской переписи, поддержки этнокультурного разнообразия, необходимости реализации сети полилингвальных образовательных комплексов под руководством Госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева.
В уходящем 2019 году Татарстан должен начать и в наступающем 2022 году – отпраздновать 100-летие ТАССР. Это важное историко-символическое событие для республики.
Другие важные моменты, на которые обратил внимание Минниханов, – модернизация стационаров, создание гериатрических кабинетов, диспансеризация, которая должна быть «качественной и без формализма», а также доступность качественной медицины даже в самых отдаленных районах Татарстана.
Приоритетным направлением президент назвал обеспечение татарстанцев доступным жильем. Решать этот вопрос планируют совместно с федеральным центром с помощью нескольких инструментов – доступной ипотеки, строительства жилья эконом-класса и аренды социального жилья.
Сфера образования всегда была предметом особого внимания. Это доказывает и тот факт, что за пять лет консолидированный бюджет отрасли превысил 100 млрд рублей. Актуальная задача – обеспеченность малышей до трех лет местами в детских садах.
Он поручил Минобрнауки РТ уделить особое внимание подготовке современных педагогов, их профессиональному росту и разработке паспорта (стандарта) учителя.
Из негативных аспектов, замеченных Миннихановым, стал вопрос ограничения возможности продолжать обучение в 10-х и 11-х классах общеобразовательных учреждений.
Более подробно ознакомиться с тем, о чем говорил Минниханов, можно здесь.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Темы в материале
Поделиться
Уважаемые коллеги, добрый день!
Нам предстоит сегодня обсудить вопросы развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности.
Не нужно лишних слов говорить по поводу того, насколько важна эта тема. Строительная отрасль – важнейшее, стратегическое направление социально-экономического развития страны. Это один из самых динамичных, перспективных сегментов рынка, на который приходится почти 6 процентов ВВП страны.
У отрасли есть все возможности, чтобы стать одним из ключевых драйверов роста российской экономики, и для этого важно в полной мере реализовать её огромный колоссальный потенциал.
10 лет назад мы приняли Градостроительный кодекс, который упорядочил нормативную базу в области строительства. За этот период нам удалось достичь заметных показателей в строительстве жилья, если не сказать рекордных показателей. В 2014 году было введено 84,2 миллиона квадратных метров, в прошлом году ещё больше – 85 миллионов, при этом на 20 процентов увеличился объём жилья экономического класса.
Однако потребность людей в улучшении жилищных условий остаётся попрежнему высокой, и удовлетворить этот спрос можно только с использованием надёжных рыночных механизмов, в том числе и ипотечного кредитования. За последние пять лет именно этот инструмент позволил обеспечить рост объёмов ввода жилья на 60 процентов, а по объёмам эконом-класса – на 90 процентов.
Ипотека – это мощный двигатель жилищного строительства, и Правительству совместно с Центральным банком, безусловно, нужно искать пути снижения ставки по таким кредитам, искать новые механизмы привлечения финансовых ресурсов в ипотеку, при этом не нагружать бюджет новыми дополнительными расходами. Знаю, что у рабочей группы Госсовета есть предложения на этот счёт – давайте их сегодня обсудим.
Добавлю, что одним из распространённых способов приобретения жилья является долевое строительство. Однако здесь ещё достаточно проблем, и, прежде всего, это неисполнение застройщиками своих обязательств. К сожалению, обманутых дольщиков всё ещё много, и за каждым случаем стоит судьба конкретной семьи, конкретного человека.
Ситуации с недостроенными, брошенными домами, с фирмами, которые прикарманили, если прямо сказать, чужие деньги и, как в народе говорят, смылись после этого, – всё это подрывает доверие граждан к долевому строительству, а значит, снижает их возможности улучшить жилищные условия.
Сейчас законодательно установлены дополнительные гарантии для участников долевого строительства, определены новые требования к страховым организациям, заключающим договоры с застройщиками. Но мы с вами видим, что существующих мер, к сожалению, пока недостаточно, чтобы предотвратить риски незавершённого строительства и надёжно защитить права граждан. Так, пока нет ни одного примера завершения жилищных объектов за счёт страховых средств. Надо признать, что наши страховые компании ещё недостаточно накопили ресурсов, чтобы справиться с такой задачей, – во всяком случае так они об этом говорят. И конечно, можно в этих условиях рассмотреть предложение о создании государственного компенсационного фонда в жилищном строительстве, я бы попросил высказаться на этот счёт.
Вместе с тем мы не должны создать такого механизма, который бы вечно прикрывал чьито огрехи, неэффективную работу, либо ещё хуже – чьёто жульничество. Государство не должно быть спонсором такой некорректной работы.
Надо также провести инвентаризацию незавершённого строительства, разработать порядок его достройки и оформления прав собственности. Здесь необходимо активнее использовать механизмы государственно-частного партнёрства.
Отмечу и важность формирования современного рынка арендного жилья, мы об этом много раз уже говорили. Да, конечно, это задача непростая, но её решение, безусловно, нужно продвигать. Прошу Правительство рассмотреть возможность реализации пилотных проектов в этой сфере. И конечно, начать нужно с крупных городов.
В целом хотел бы отметить следующее: в структуре строительной отрасли три четверти принадлежит именно жилищному строительству. Надо всемерно поддержать этот сектор, без проволочек выделять земли для строительства жилья, помогать инвесторам в обеспечении коммунальной инфраструктуры.
Нужно также посмотреть, за счёт чего можно ещё сократить количество разного рода разрешительных процедур и сроки согласований. Мы уже многократно возвращались в этой проблеме, и особенно ярко выглядят здесь проблемы, когда на территориях, близких даже географически, административные процедуры являются совершенно разными и по срокам, и по качеству исполнения.
Кроме того, важно проанализировать, что дополнительно надо сделать для успешной реализации проектов в рамках программы «Жильё для российской семьи».
Уважаемые коллеги! Особое внимание я просил бы уделить сегодня и темам, которые относятся к базовым, определяющим состояние отрасли: это техническое регулирование, ценообразование в строительной отрасли. Здесь, безусловно, накопилось очень много острых и застарелых проблем.
Кстати говоря, обращаю внимание наших коллег из Правительства. Вопрос ценообразования там, где расходуются государственные деньги, у нас из года в год не решается. Только что в Сочи обсуждали с военными и представителями ОПК ту же самую тему. Она до сих пор является одной из ключевых.
Решение подобных вопросов должно иметь системный и синергетический эффект, должно значительно повлиять на экономию бюджетных средств, на улучшение делового климата, развитие конкуренции и, конечно, на повышение прозрачности на всех стадиях строительствах объектов, на снижение уровня коррупции, а также на активное внедрение современных, в том числе энергосберегающих, технологий и безопасных экологических материалов.
Выделю некоторые, на мой взгляд, наиболее важные проблемы.
Известно, что действующая сметно-нормативная база уже давно устарела, отсутствуют чёткие, обоснованные и достоверные сведения о расходах и в проектировании, и в строительстве. Безусловно, такая, с позволения сказать, вольница позволяет составлять сметы на основе некой сложившейся практики, а если говорить честно, часто просто с неба берутся эти цифры, от фонаря. В итоге невозможно проконтролировать обоснованность и эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство различных объектов. Похожая ситуация и в сфере технического регулирования, которое значительно отстаёт от современных требований и международных стандартов.
Очевидно, что необходимо законодательное установление строительных норм, обязательных к применению. Нужно создавать государственную систему информирования о ценообразовании в отрасли, вводить технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций в строительство, формировать единый комплекс нормативных документов в области технического регулирования.
Необходимо также исключить ситуацию, когда к уже готовым к строительству объектам предъявляются новые требования. Их постоянно выдвигают то МЧС, то Роспотребнадзор, то пожарные службы, другие структуры. Они вводят свои новые правила без согласования с Минстроем, и можно себе представить положение инвесторов, застройщиков. В итоге вся проектная база будущих строек просто рассыпается: нужно заново всё просчитывать, переделывать, тратить дополнительные средства, ну и время, конечно. Такое положение дел, безусловно, нужно поменять и выстроить деловое, эффективное межведомственное взаимодействие.
Мы уже не раз обсуждали, уважаемые коллеги, практически все обозначенные только что мною вопросы. И хотелось бы сегодня получить информацию о том, как они решаются.
Ещё одна важная тема – работа саморегулируемых организаций. Этот институт действует с 2009 года. Сейчас в его рядах 502 структуры, которые должны были бы обеспечивать качество, надёжность и безопасность инженерных изысканий, проектирования и в конечном итоге самого строительства, а по большому счёту эти цели так и остались на бумаге. Деятельность саморегулируемых организаций зачастую сводится к выдаче свидетельств о допуске к определённым видам работ, причём часть из них просто торгует такими разрешениями. Помню, как мы с представителями бизнес-сообщества горячо обсуждали эту тему и как в своё время доказывали наши партнёры, что это совершенно необходимое нововведение.
Напомню, этот институт был организован именно по просьбе самих предпринимателей, создан для преодоления административных барьеров, для утверждения честного, неподкупного профессионального отношения к делу. А на деле, к сожалению, мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества, те же чиновничьи подходы и использование, к сожалению, даже, это мы тоже отмечаем, своего положения в этих структурах отдельными предпринимателями в корпоративных интересах. Только с худшими всё последствиями, потому что дискредитируется сама по себе идея саморегулирования.
Но отказываться от этого института, конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу.
Уважаемые коллеги! Любая территория – это единый живой организм со своей историей и со своими традициями. Каждый третий город в России, множество посёлков и сёл обладают уникальными архитектурными и культурными достояниями, культурным наследием. И всё это нужно учитывать при принятии градостроительных решений, при формировании схем территориального планирования.
Также важно соотносить эти планы с запросами граждан, смотреть, чтобы строительство новых кварталов не приводило к критической перегрузке инфраструктуры, прежде всего, конечно, имею в виду социальную и транспортную инфраструктуры, ведь градостроительство – это создание благоприятных, комфортных условий для жизни и работы людей. Мы должны вместе с вами сделать всё необходимое, чтобы уровень благоустройства городов, посёлков соответствовал ожиданиям наших граждан. Нужно обновлять и создавать новые парки, скверы, зоны отдыха, пешеходные улицы, площадки для занятий спортом. Правительство должно поддержать те регионы, которые готовы включиться в создание таких современных городских пространств, комфортных и необходимых людям.
Вы знаете, ничего нового не скажу. Ясно, что там, где есть инфраструктура, легче строить. Понятно, но всё хорошо в меру. Нужно инфраструктуру развивать не только потому, что там легче и дешевле построить, а в конечном итоге для того, чтобы людям лучше жилось на этих территориях.
Уважаемые коллеги! Тема, вынесенная на сегодняшний Госсовет, многогранная и многоплановая, и сейчас мной обозначены только наиболее важные вопросы. Несомненно, у вас есть своё мнение, свой взгляд, свои предложения.
Мне Игорь Евгеньевич Левитин только что рассказывал, как шли дискуссии, вплоть до последней секунды, что называется. И естественно, потому что темато очень важная. Она и экономически очень важная, и в социальном смысле очень важная для людей – одна из важнейших, что говорить, наряду с образованием, со здравоохранением.
Давайте начнём работать. Слово Виктору Александровичу Толоконскому.
Планы на шестилетку: главные поручения из послания Путина
Обеспечение технологического прорыва
«Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она, эта волна, просто захлестнет, утопит. Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны. А в результате — потерю суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело .
Изменения в мире носят цивилизационный характер, и масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ. Мы готовы к настоящему прорыву, и эта уверенность основана на значимых результатах, которых мы добились вместе, на сплоченности российского общества и, главное, на колоссальном потенциале России, нашего талантливого, творческого народа».
Достижение «должного уровня благосостояния»
«С точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно, еще не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это. Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, я говорил уже об этом, а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучия наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв».
Проявление «воли для дерзновенного результативного труда»
«Мы обязаны сконцентрировать все ресурсы, собрать все силы в кулак, проявить волю для дерзновенного результативного труда. Не сделаем этого — не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у нашей страны. И вопрос не в том, что кто-то придет, захватит и разорит нашу землю. Нет, дело совершенно не в этом. Именно отставание — вот главная угроза, и вот наш враг. Если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться».
Разгосударствление экономики
«Нам нужно кардинально улучшить деловой климат. Обеспечить высочайший уровень предпринимательских преференций. Обозначу здесь принципиальную позицию: доля государства в экономике должна постепенно снижаться».
Повышение темпов роста экономики
«Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов. Для этого нам нужна экономика с темпами роста выше мировых. Достижение таких темпов роста должно стать ключевым ориентиром для нового правительства».
Повышение производительности труда
«Необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей — промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, торговли — росла темпами не ниже 5% в год, что позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира».
Увеличение ВВП в полтора раза
«Россия должна не только прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, но к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить».
Снижение уровня бедности вдвое
«Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие: обеспечить уверенный долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет — как минимум вдвое снизить уровень бедности».
Запуск программы пространственного развития России
«Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет».
Увеличение размеров пенсий
«Мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причем выше темпов инфляции. Будем стремиться и к тому, чтобы сокращался разрыв между размером пенсии и заработной платы, которая была у человека перед выходом на пенсию».
Выстраивание системы социальной помощи
«На принципах справедливости и адресности нужно выстроить всю систему социальной помощи. Мы много об этом говорим, но это нужно в конце концов сделать. Ее должны получать граждане и семьи, которые действительно нуждаются».
Увеличение продолжительности жизни россиян
«Сегодня мы обязаны поставить перед собой цель принципиально нового уровня: к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80+», в которых продолжительность жизни превышает 80 лет. Это в том числе такие страны, как Япония, Франция, Германия».
Улучшение жилищных условий россиян
«Нам необходимо стабильно, обращаю внимание, впервые в истории современной России выйти на уровень, когда ежегодно не менее 5 млн семей улучшат свои жилищные условия».
Строительство нового жилья
«Сегодня в России ежегодно строится около 80 млн кв. м. Нам нужно взять новую высоту — стремиться к увеличению объемов строительства до 120 млн. Цель весьма амбициозная, но также абсолютно реалистичная, если иметь в виду и новые технологии, и опыт, который появился у наших строительных компаний, и новые материалы».
Снижение ставок по ипотеке
«В прошлом году, уважаемые коллеги, выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%. Разумеется, мы это знаем тоже хорошо, в каждом конкретном случае стоимость, другие условия кредита индивидуальны. Но в целом нам нужно и дальше снижать среднюю ставку, до 7–8%. Мы долго спорили, какую цифру назвать с этой трибуны, но стремиться нужно, безусловно, к 7%».
Формирование «новых налоговых условий»
«Будущему правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия. Они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств, и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».
Уточнение «справедливого размера» налога на имущество
«Предлагаю также вернуться к налогу на имущество физических лиц: он должен быть справедливым и посильным для граждан. Нужно уточнить механизм его расчета, а также определения кадастровой стоимости недвижимости. В любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость. Все решения необходимо принять максимально быстро, в первом полугодии текущего года».
Наращивание объемов дорожного строительства
«В предстоящие шесть лет нужно практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог в России, направить на эти цели более 11 трлн руб. из всех источников».
Создание центров хранения данных
«Россия должна стать не только ключевым логистическим транспортным узлом планеты, но, подчеркну, и одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных».
Внедрение новых технологий в энергетике
«Предстоит внедрить новые технологии в генерации, хранении и передаче энергии. За ближайшие шесть лет в обновление электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 трлн руб. частных инвестиций».
Развитие региональной авиации
«Предстоит расширить и реконструировать сеть региональных аэропортов России. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседнюю область нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом. Мы этим уже занимаемся, это касается и авиационной составляющей, и аэропортов».
Снятие барьеров для развития несырьевого экспорта
«Еще один источник роста — это развитие несырьевого экспорта. Нужно снять здесь все административные барьеры, создать режим наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые работают и выходят на внешние рынки. В течение шести лет мы должны практически удвоить объемы несырьевого экспорта до $250 млрд».
Реализация программы борьбы с раком
«Предлагаю реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями: активно привлечь к решению этой задачи науку, отечественную фарминдустрию, провести модернизацию онкоцентров, выстроить современную комплексную систему от крайней диагностики до своевременного эффективного лечения, которое позволит защитить человека. У нас есть такой позитивный опыт».
Повышение экологических стандартов
«С 2019 года на экологичные доступные наилучшие технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. А с 2022 года это должны сделать все предприятия с особой категорией риска для окружающей среды . Дальше отступать уже некуда. Хочу, чтобы все знали, никаких переносов больше не будет».
Реформа системы предоставления гражданства
«Считаю, что надо серьезно усовершенствовать процедуру предоставления гражданства Российской Федерации. Фокус внимания должен быть на тех, кто нужен стране, — молодых, здоровых, хорошо образованных людях».
Создание цифровых платформ с технологией блокчейн
«Нам надо формировать собственные цифровые платформы, естественно совместимые с глобальным информационным пространством. Это позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые и биологические услуги. В том числе с использованием технологии распределенного реестра, что очень важно для финансовых транзакций».
Модернизация системы профобразования
«Нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития. Сформировать ступень прикладного бакалавриата по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификаций для уже работающих граждан».
На совещании у президента РФ обсудили стратегию развития жилищной сферы
21.12.2017, 08:30 просмотров: 510
Вчера, 20 декабря, состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором обсуждалось развитие жилищной сферы. Об этом сообщает пресс-служба АИЖК.
С 2005 по 2016 год жилищная отрасль страны достигла существенных успехов: в 1,4 раза сократилась потребность населения в улучшении жилищных условий (с 61% до 45% семей). В два раза вырос объем строительства жилья по сравнению с 2004 годом. Достигнут рекордный рост объемов жилищного строительства за всю историю, включая период СССР. 6 млн семей улучшили жилищные условия за счет ипотеки с 2004 по 2016 год. Ипотека из «нишевого» продукта для состоятельных граждан, со ставками 30% годовых в валюте, превратилась в массовый продукт со ставками ниже 11% в рублях. На 1 ноября 2017 года по данным ЦБ РФ средняя ставка по ипотеке составила 9,95%.
Сегодня основными вызовами развития жилищной сферы являются качество жилого фонда (около 33% из 3,5 млрд квадратных метров жилого фонда построено до 1970 года) и необходимость дальнейшего повышения доступности жилья для граждан. Минстроем России совместно с АИЖК и экспертным сообществом разработана Стратегия развития жилищной сферы на период до 2025 года, одной из ключевых задач которой является повышение доступности жилья, в том числе за счет ипотеки.
Рынок ипотечного кредитования в России имеет значительный потенциал развития: доля ипотечной задолженности в ВВП составляет всего 5% при 40-80% в развитых странах. В рамках стратегии предусмотрено увеличение доли ипотеки в ВВП до 15% к 2025 году. Для развития ипотечного кредитования необходимо сформировать ликвидный рынок ипотечных ценных бумаг. Сегодня менее 10% ипотеки фондируется ипотечными ценными бумагами, а их доля в ВВП составляет менее 1% (развитые страны: 10-40%).
Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования позволит увеличить доступность ипотеки с 35% семей на начало 2017 года до более чем 50% семей в 2025 году, количество выдаваемых кредитов вырастет с 1 млн до более чем 2 млн ежегодно. Это основа платежеспособного спроса на жилье. Объемы жилищного строительства возрастут с 80 до 120 млн кв. м в год. Обеспеченность населения жильем вырастет с 25 до 30 кв. метров. К 2025 году доля цивилизованной аренды от общего объема арендуемого жилья в стране должна вырасти с нынешних 5% до 50%.
Должен осуществиться переход от строительства квадратных метров к строительству жилья в среде. По данным опросов, 55% населения считает, что городскую среду нужно развивать. Для улучшения городской среды уже в 2018 году будет утвержден стандарт комплексного развития территорий – это документ, согласно которому должно происходить развитие городских застроенных и свободных территорий – от планировок города до дизайна вывесок. Стандарт будет стимулировать компактную и разнообразную застройку, повышение качества общественных пространств, развитие эффективной улично-дорожной сети.
Для оценки качества городской среды будет применяться «Индекс качества городской среды» – специальная методика уже утверждена Минстроем России. Регулярные замеры качества городской среды позволят отслеживать ее состояние в динамике. Это позволит показать, как изменится жизнь горожан на конкретных примерах.
Стратегия предусматривает ускорение обновления жилищного фонда с помощью программ реновации, стимулирование строительства нового современного жилья в комфортной городской среде, а также снижение административной нагрузки на застройщиков в совокупности с созданием механизма защиты прав дольщиков и переходу от долевого строительства к проектному финансированию.