Госдума рассмотрит законопроект реновации в регионах России

Законопроект о реновации жилфонда на территории всей страны внесен на рассмотрение в Госдуму

baburkina / Depositphotos.com

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга одним из эффективных решений вопроса обновления жилого фонда страны признают именно реновацию. Она нужна в каждом регионе, потому что эксплуатация большей части жилых домов рассчитана на срок не более 50 лет с момента первого периода индустриального домостроения с 1957 по 1975 годы (“хрущевок”), и такие строения в силу износа уже требуют замены. Соответствующий законопроект 1 внесен на рассмотрение Госдумы.

Авторы подробно прописывают цели, задачи, порядок реализации каждого проекта реновации, участие в этом органов госвласти: от получения согласия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома до проведения конкурса на право заключения договора о реализации проекта.

Предусматриваются следующие виды проектов реновации:

  • по масштабу: в отношении отдельного многоквартирного дома или элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона, их частей);
  • по источникам финансирования: бюджетные и инвестиционные;
  • по форме реализации проектов: снос и строительство на этом же земельном участке нового многоквартирного дома, реконструкция, снос многоквартирного дома и изменение целевого назначения земельного участка.

В законопроекте прописывается, какие дома отнесут к реновации:

  • аварийные многоквартирные дома, подлежащие сносу или реконструкции и не включенные в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилфонда;
  • многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, которые не соответствуют градостроительным регламентам;
  • типовые многоквартирные дома, возведенные в период с 1957 по 1975 годы, а также аналогичные им дома;
  • многоквартирные дома, в отношении которых реализуются программы развития застроенных территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и законодательством субъекта РФ о реновации;
  • иные многоквартирные дома, предусмотренные законодательством субъекта РФ о реновации;
  • кварталы, в которых исключительно или преимущественно расположены многоквартирные дома, подлежащие реновации.

При этом не подлежат включению в указанный перечень: многоквартирные дома – объекты культурного наследия, а также элементы планировочной структуры, включающие территорию объекта культурного наследия, зону охраны объекта культурного наследия. В перспективе могут быть предусмотрены иные, не подлежащие включению в перечень объекты недвижимости.

Авторы проекта предлагают порядок проведения общего собрания собственников квартир для решения вопроса о даче согласия на включение в проект реновации. Обсуждается возможность равноценного возмещения стоимости жилья собственникам квартир в денежной форме или путем предоставления равноценного жилья. Трактовка равнозначности жилья предполагает предоставление квартир в том же районе, а также увеличение площади на 10 кв. м. При этом регионы смогут увеличивать дополнительную площадь.

Договор о переходе права собственности на квартиру с предоставлением равнозначной – может содержать условие о предоставлении временной квартиры собственнику из маневренного фонда, в случае если предоставление жилья предполагается в доме, который должен быть построен на месте подлежащего сносу и в пределах родного квартала. В этом случае в договор должны быть включены:

  • сведения о предоставляемой квартире маневренного фонда;
  • срок, на который вселяется собственник;
  • ответственность госоргана или инвестора за нарушение такого срока.

Переселение собственника и его семьи в квартиру маневренного фонда и из нее в равнозначное жилое помещение должно осуществляться за счет госоргана или инвестора проекта реновации.

Тем гражданам, которые стоят в очереди как нуждающиеся в жилых помещениях, до получения ими квартир, право на обеспечение жильем в этом порядке обещают сохранить до выявления оснований к снятию их с учета. Но данное положение распространится на граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года. Законодательством субъекта может быть предусмотрено предоставление отдельной квартиры взамен освобождаемой гражданином комнаты в коммунальной квартире в доме, который подлежит реновации.

По мнению авторов, законопроект отвечает практике проведения реновации, сложившейся в регионах страны. Его принятие потребует внесения изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ и другие действующие законодательные акты.

1 С текстом законопроекта № 825313-7 “О реновации жилищного фонда в Российской Федерации” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Госдума рассмотрит законопроект о возможности проведения реновации жилья в регионах России с использованием механизмов ГЧП

29 октября 2019 года на рассмотрение в Госдуму внесен проект федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». В документе, в частности, предусмотрена реализация инвестиционного проекта реновации на началах государственно-частного партнерства между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и инвестором.

Согласно документу, в настоящее время в стране имеется опыт проведения реновации в Москве, который следует учитывать, но нельзя некритически перенести на другие субъекты Российской Федерации. Во-первых, потому, что этому препятствуют отдельные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и некоторых других федеральных законов. Во-вторых, потому, что все остальные российские регионы не обладают такими финансовыми возможностями, которыми располагает столица. В связи с этим проведение реновации на территории всей страны нуждается в создании законодательной базы на федеральном уровне. В то же время следует учесть московский опыт в части законодательного регулирования особенностей градостроительных и земельных отношений при реализации проектов реновации, решения проблемы «последнего жильца», выявления собственников и нанимателей жилых помещений при проведении реновации.

Законопроект содержит специальную статью, посвященную составу законодательства о реновации, включающему регулирующие соответствующие отношения законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Подобная статья предусматривает возможность принятия в этой сфере законов субъектов Российской Федерации.

Документом вводится и подробно регулируется институт проекта реновации, определяются его типы, виды и формы реализации. Использование данного института позволяет адаптировать государственную программу реновации к конкретному объекту, регламентировать основания, условия, последовательность и порядок совершения юридически значимых действий в процессе реновации.

В законопроекте подробно прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников, в то время как концепция реновации в Москве исходит из финансирования реновации за счет бюджета, что и делает эту концепцию неприемлемой для всех остальных субъектов Российской Федерации. Между тем привлечение средств из внебюджетных источников требует определенного правового регулирования и внесения изменений в действующее законодательство. Поэтому в законопроекте проводится классификация проектов реновации на бюджетные и инвестиционные, которые полностью или частично финансируются за счет привлеченных средств. Юридическое лицо, осуществляющее подобное финансирование, именуется в настоящем законопроекте инвестором проекта реновации.

При этом предусмотрена реализация инвестиционного проекта реновации на началах государственно-частного партнерства между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и инвестором. Приобретение последним соответствующих прав и обязанностей осуществляется в результате специальной процедуры, подробно описанной в настоящем законопроекте на основании положений законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. Одновременно в это законодательство предложено внести изменения, позволяющие применять его к отношениям, связанным с реновацией.

Проект федерального закона законопроект предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона). Аналогичные положения отсутствуют в законодательстве, принятом для реновации в Москве. Между тем в целом ряде случаев градостроительная целесообразность диктует именно комплексный подход к реновации, предполагающий обновление и благоустройство довольно значительной территории, включающей несколько многоквартирных домов. Поэтому соответствующая возможность должна быть оговорена и очерчена в федеральном законе.

С полной версией проекта федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» можно ознакомиться на сайте Госдумы.

В Госдуму внесен закон о реновации в регионах: рассказываем, в чем различия с Москвой

Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму проект закона о реновации жилищного фонда в РФ. Документ направлен на решение проблемы старения жилых многоквартирных домов, построенных в первую волну индустриального домостроения (в 1957–1975 годы), сказано в пояснительной записке. Там же отмечено, что опыт московской реновации, запущенной в 2018 году и оформленной отдельным федеральным законом, «следует учитывать, но нельзя некритически перенести в другие субъекты». Мы изучили законопроект, чтобы понять, в чем реновацию в регионах предложено сделать отличной от московской.

Читайте также:  Москвичи могут приступать к обсуждению проектов реновации

Не только за бюджетные деньги

Пожалуй, главная особенность реновации по-московски — ее концепция исходит исключительно из бюджетного финансирования. Регионам, даже из числа самых обеспеченных, это не по карману. Поэтому для сноса старых и строительства новых домов и переселения туда граждан придется искать не только бюджетные деньги. Между тем привлечение средств из внебюджетных источников требует особого правого регулирования, отмечается в пояснительной записке.

Поэтому законопроект предлагает поделить проекты реновации в регионах на бюджетные и инвестиционные. Последние будут осуществляться при частичном или полном участии денег, привлеченных не из бюджета, — например, на условиях государственно-частного партнерства. Если закон примут, региональные администрации смогут заключать соглашения о ГЧП с инвестором проекта реновации.

Не ограничивать отдельными домами

Питерские законодатели предлагают не ограничивать действие проектов реновации отдельными многоквартирными домами, а при необходимости распространять его на целые кварталы, микрорайоны и даже районы. Что вполне логично, если вспомнить, что массовая жилая застройка во многих городах именно так и осуществлялась. Строили целыми улицами и районами — соответственно, стареет и приходит в негодность весь этот фонд так же одномоментно. В целом ряде случаев градостроительная целесообразность диктует именно комплексный подход к реновации, предполагающий обновление и благоустройство довольно значительной территории, говорится в пояснении к проекту закона. В правилах московской реновации этого нет.

Не только под новые дома

Предложенный закон в случае принятия позволит освобождать территорию реновации не только под новое жилищное строительство. Нельзя исключить и другого назначения подобных территорий в конкретных условиях, сказано в пояснительной записке. Так что регионам дадут право после сноса старых домов строить на их месте и что-то другое, для чего местные власти смогут в том числе менять целевое назначение земельных участков. Это тоже вполне оправдано, учитывая, что новое жилье, скорее всего, потребует и обновления сопутствующей инфраструктуры: расширения дорог, увеличения мест в детских садах и школах и т. д. В Москве законом о реновации установлено ограничение: на месте снесенного дома может быть построен только новый дом.

Больше маневра

Еще одно организационное отличие от столичного опыта — законопроект предлагает расширить возможности регионов для управления реновацией. Московский вариант реновации предполагает в качестве исполнителя программы фонд реновации. У питерских законодателей по этому поводу возникли два вопроса: почему нужно создавать именно фонд и что если фонд создан не будет?

Высокинский заявил, что лучше обновлять старые районы Екатеринбурга, чем строить новые

Закон предполагает, что в регионе, который решил заняться программой реновации, должна создаваться дирекция. Ее можно будет учредить в нескольких вариантах. Во-первых, это может быть подразделение ответственного исполнителя программы реновации, роль которого должен взять на себя уполномоченный госорган в субъекте. Очевидно, в большинстве случаев речь идет о региональных департаментах или министерствах строительства. Такая организация дирекции логична там, где реновация пойдет, главным образом, за бюджетный счет.

Альтернатива более уместна там, где двигателем реновации станут внебюджетные средства. Тогда в роли дирекции может выступить специально созданная унитарная некоммерческая организация, в том числе фонд, аналогичный московскому. Тем самым предложенный подход дает регионам больше пространства для маневра и не входит в противоречие со столичным законодательством о реновации, считают разработчики.

Что важного еще?

От законопроекта, внесенного питерскими законодателями, логично было ожидать запрет на включение в программу реновации домов, отнесенных к памятникам истории и культуры. Очевидно, что эта норма закона повлечет за собой массовую ревизию перечней объектов культурного значения в регионах, так что наверняка законодателям придется отдельно подумать о том, чтобы пересмотр охранных статусов исторических жилых зданий был максимально обоснованным.

Жители московского района в штыки восприняли проект 72-этажного небоскреба

Разработчики стремятся закрепить норму, согласно которой новые квартиры жильцам попавших под реновацию домов должны предоставляться в границах той же внутригородской территории. Еще один бонус, который, вероятно, призван дополнительно простимулировать граждан к участию в программе реновации, — это увеличение на 10 квадратных метров площади нового жилья по сравнению с тем, что было изъято под снос. Регионам, кстати, дано право увеличить размер этого бонуса. Квартировладелец может отказаться от переезда в новую квартиру и взять эквивалентную денежную выплату.

Несколько положений закона, по мнению питерских законодателей, обеспечивают права собственников и нанимателей помещений в доме при решении вопроса о включении в проект реновации. Согласие на это будет давать общее собрание жильцов, в том числе предусмотрен вариант заочного опросного голосования, которое давно стало обычным делом. Если окажется, что несколько домов в пределах одной территории разойдутся во взглядах на проект реновации, остается возможность его локализовать для тех домов, которые с ним согласны. В некоторых случаях это даже не потребует созыва нового общего собрания, следует из законопроекта.

Важно, что разработчики документа попытались решить проблему пресловутого «последнего жильца» — собственника или нанимателя квартиры, который никак не соглашается переезжать. Проект закона дает право дирекции или инвестору проекта реновации обратиться в суд с иском о понуждении такого строптивца к заключению договора о предоставлении жилого помещения (в случае с нанимателем речь и вовсе может идти об освобождении занимаемой жилплощади) — с последующим переходом прав на этот объект недвижимости к дирекции или инвестору.

В Госдуму внесли законопроект о реновации в регионах

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Лидер “Справедливой России” Сергей Миронов и глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская (“Справедливая Россия”) внесли в среду на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о реновации жилищного фонда в регионах России. Проект закона размещен в думской электронной базе данных.

“Проект федерального закона направлен на предотвращение возникновения аварийного жилищного фонда. Он предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджета субъекта РФ и иных не запрещенных законодательством РФ источников реализовывать программы реновации жилищного фонда”, – говорится в пояснительной записке.

Законопроектом вводится понятие реновации жилищного фонда. “Под реновацией жилищного фонда понимается реконструкция или снос не подлежащих капитальному ремонту объектов жилищного фонда и жилищное строительство на высвобождаемой территории с обеспечением территории реновации объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также проведением мероприятий по благоустройству жилых территорий”, – поясняют разработчики.

Одновременно региональные власти должны будут “определять источники и объемы финансирования программы реновации; устанавливать порядок и определять условия улучшения жилищных условий граждан (собственников и нанимателей), проживающих в многоквартирных домах, жилых домах, подлежащих сносу или реконструкции, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений”. “При этом такие порядок и условия не должны снижать предусмотренные жилищным законодательством и иными федеральными законами гарантии улучшения жилищных условий указанных в настоящем пункте лиц”, – добавляют депутаты.

Кроме того, в документе уточняется, что “органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право создать фонд содействия реновации жилищного фонда для реализации соответствующей программы”.

Читайте также:  Более тысячи участников реновации получили новые квартиры

Гарантии гражданам

Законопроект также предоставляет гражданам ряд гарантий. Так, нанимателям, согласно документу, должны предоставляться “равнозначные жилые помещения, жилая площадь и количество комнат. а общая площадь такого жилья равна или превышает общую площадь освобождаемого”. Предоставляемое жилье должно “соответствовать стандартам благоустройства, санитарным и техническим требованиям, установленным жилищным законодательством”. Кроме того, указывается, что жилье должно быть “расположено в том же населенном пункте (в городах федерального значения – в том же внутригородском муниципальном образовании), в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации”.

Наряду с этим собственникам по их выбору может предоставляться равноценное возмещение в денежной форме, которое осуществляется вместе с компенсацией за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома. Жителям комнат в коммуналках, согласно проекту, “взамен освобождаемых комнат в квартирах предоставляются отдельные квартиры”.

Законопроектом устанавливается, что “включение многоквартирных домов в программу реновации может осуществляться только в том случае, если на общем собрании за него проголосовали все собственники жилых помещений в многоквартирном доме, принявшие участие в голосовании. Если решение не было принято из-за отсутствия необходимого кворума, региональные власти должны перенести срок проведения реновации в доме, “не превышающий трех лет”. В случае, если при голосовании один из собственников высказался против включения дома в программу реновации, то субъект “принимает решение об исключении этого многоквартирного дома из программы реновации”.

История вопроса

Президент РФ Владимир Путин 1 июля 2017 года утвердил программу реновации жилищного фонда Москвы, подписав поправки к закону “О статусе столицы Российской Федерации”. По итогам голосования жителей в программу вошло более 5 тыс. домов, большинство из которых пятиэтажные хрущевки. Это почти 70% имеющегося жилищного фонда такого типа в Москве.

Хованская ранее заявляла о необходимости распространения московского опыта реновации жилищного фонда на другие регионы России.

Снос и предложение

В Госдуму внесен закон о реновации жилья по всей России

Под реновацией жилья в проекте, инициатором которого стало Заксобрание Санкт-Петербурга, понимается реконструкция или снос жилых домов и возведение затем на освободившейся территории новых многоэтажек, куда “волнами” будут переезжать жители сносимых зданий. В отличие от действующих сейчас в ряде регионов программ по переселению жителей речь идет не только об аварийных и ветхих домах, но и, например, о типовых многоэтажках 1957-1975 годов. Подразумевается, что эти здания, даже если они еще достаточно крепкие, уже морально устарели. Жильцам-переселенцам законопроект дает ряд гарантий. Так, новая, бесплатно предоставляемая им квартира должна быть “равнозначной”: не меньше предыдущей, с таким же количеством комнат и расположенная в том же районе или в том же населенном пункте, если он небольшой.

В Минстрое не смогли прокомментировать законопроект, сославшись на то, что он еще не поступил в министерство.

В Москве программа реновации была запущена в 2017 году и должна завершиться к 2035 году. При этом на месте старых домов возводятся здания большей площади, а увеличение этажности позволяет окупить затраты на строительство. Общероссийская реновация, по замыслу законодателей из Санкт-Петербурга, должна учитывать московский опыт, но иметь ряд отличий. Законопроект предполагает проводить реновацию не только отдельного дома, но и квартала, района или микрорайона, а также возводить на освобожденной территории не только жилье, но и другие объекты, изменять целевое назначение земельного участка.

“Очевидно, что региональные бюджеты, даже крупных городов, не смогут финансировать реновацию, – отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании “Метриум”, участник партнерской сети CBRE. – Только в 2019 году в Москве выделяется на эти цели 114 млрд рублей (половина расходной части бюджета, к примеру, Краснодарского края)”. По словам эксперта, в Москве строительство жилья обходится в 95 тысяч рублей за “квадрат”, а его продажа приносит 170-200 тысяч рублей. Застройщики могут расселить пятиэтажку и, построив больше нового жилья на ее месте, получить прибыль и окупить затраты. Фактически реновацию в этом случае оплачивают покупатели нового жилья и переселенцы, доплачивающие за дополнительные метры. В регионах разница между себестоимостью и конечной ценой минимальная (от 5% до 15%), спрос же на дополнительные “квадраты” вряд ли будет высоким из-за низких доходов населения.

При этом, по мнению инициаторов документа, средства на реновацию в дополнение к финансам инвесторов должны выделяться из регионального или муниципального бюджетов.

Что говорят в регионах

В регионах к инициативе отнеслись неоднозначно. Практически везде говорят о том, что проблема старого жилья упирается не в законы, а в деньги. В первую очередь надо закончить расселение аварийного и ветхого жилья, а потом уже приступать к реновации морально устаревших кварталов.

Так, в Хабаровском крае до сих пор не могут расселить и снести бараки 1930-1940-х годов постройки, так что о сносе домов моложе 1957 года пока и речи не идет. А в Архангельске первоочередной проблемой считают расселение вовсе не “хрущевок”, а ветхих деревянных домов, зачастую построенных еще до революции.

Власти Якутска несколько лет назад затеяли реновацию застроенного бараками микрорайона собственными силами: нашли иностранного инвестора, разработали программу, по которой предполагалось построить на этом месте высотки для переселения жильцов. Был заложен фундамент под первый дом. Но на большее инвестора не хватило, и он ушел. Сейчас власти ломают голову: что делать с районом дальше.

В Петербурге закон о реновации – “программе развития застроенных территорий” – принят в 2008 году. Однако она буксует, в том числе из-за проблемы “последнего жильца”: на расселение требуется согласие 100% собственников жилья, а проводить его предполагается в границах квартала проживания (а не района, как в Москве).

Проблема исчисляется колоссальными деньгами. Так, в Иркутской области насчитывается около 1800 “хрущевок”, и на их расселение надо около 100 миллиардов рублей. “Можно, конечно, обойтись и существующей правовой базой, – считает Денис Воронов, председатель общественного движения “Регенерация города” и экс-глава стройнадзора Иркутской области. – Например, включить “хрущевки” в программу переселения из ветхого и аварийного жилья – де-факто почти все они имеют признаки аварийности. Но чтобы признать такими 4,5 миллиона “квадратов”, нужна политическая воля”. И речь идет не просто об эстетической проблеме, но и о безопасности: эти здания рассчитаны на землетрясения максимум в 6 баллов, тогда как часть Иркутской области в конце 1990-х годов была переведена в 8-балльную зону. В случае сильных толчков Иркутск и Ангарск повторят судьбу сахалинского Нефтегорска. Существующая в Иркутске программа “Развитие застроенных территорий”, по которой строительные компании получают земли с ветхим жильем, расселяют их и на этом месте строят высотки, в последние годы стала буксовать. А переход на эскроу-счета сделал ее практически невозможной.

В Новосибирске мнения насчет общероссийской программы реновации разделились. Так, гендиректор компании SKY Group Владимир Литвинов уверен, что нужно определиться с понятиями “реновация”, “реконструкция”, описать статус и полномочия застройщика. Член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Заксобрания Новосибирской области Николай Мочалин убежден, что “грандиозные проекты” вроде реновации возникают тогда, когда в бюджете появляются деньги, а рядом – желающие их освоить. И пока целью реновации будет получение прибыли частными компаниями, а не решение проблемы ветхого жилья как таковой, законы не помогут навести порядок в этой сфере.

В Астрахани жилищные проблемы перетекают в уголовную плоскость: в июле здесь было возбуждено 43 уголовных дела в отношении чиновников, которые отвечали за расселение из ветхого жилого фонда. Жильцам десятки раз отказывали в признании их уже разваливающихся домов аварийными. А те, кого все-таки переселили, радовались недолго: новые квартиры оказались еще более аварийными, чем прежние.

Читайте также:  Реновация для инвалидов - формирование комфортной среды

Амбициозный проект заявил в 2017 году Самарский областной фонд жилья и ипотеки: на месте “хрущевок” в центре региональной столицы предполагалось строить жилье экономкласса. Однако планы не сбылись: у фонда начались финансовые проблемы, а его бывший руководитель стал фигурантом уголовного дела, которое сейчас рассматривается в суде.

Реновация.РФ: как в Госдуму внесли проект замены жилья по всей стране

В Госдуму внесли законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента. Авторы — руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов и председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Галина Хованская.

Главной целью инициативы заявлено предотвращение появления аварийного жилья в России. Для этого законопроект предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации реализовывать программы реновации жилищного фонда за счет средств бюджета регионов «и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников», говорится в пояснительной записке к документу. Источники и объем финансирования региональных программ, а также порядок их реализации также будут определять местные власти — таким образом, чтобы условия проживания граждан при этом не ухудшались. Кроме того, в законопроекте указано, что «для осуществления реновации жилищного фонда, в том числе капитального ремонта и реставрации объектов культурного наследия», могут быть предоставлены средства федерального бюджета.

Документ вводит само определение реновации жилищного фонда, под которой понимается реконструкция или снос не подлежащего капитальному ремонту жилья, а также строительство на высвобождаемой территории новых домов и инфраструктуры. ​

Программа реновации аварийного и ветхого жилья в настоящее время реализуется в Москве. Голосуя в Госдуме летом 2017 года за принятие закона о реновации в столице, Сергей Миронов предложил распространить инициативу на всю Россию, а в апреле 2018 года заявил, что его идея была поддержана премьер-министром России Дмитрием Медведевым. «Дмитрий Анатольевич сказал, что на реализацию такого предложения нужно изыскивать средства. Но у нас есть конкретные наработки на этот счет», — рассказывал тогда глава «Справедливой России».

Как дома попадут в программы реновации

  • За 90 дней до утверждения программы реновации власти должны разместить в интернете и на стендах в доме информацию о том, что планируют включить дом в программу.
  • Собственники квартир должны провести общее собрание. Инициировать его могут собственники, обладающие 10% голосов (то есть владеющие 10% помещений в доме). При этом, если квартиры находятся в региональной или муниципальной собственности, органы власти голосовать не смогут.
  • В общем собрании должны очно или заочно принять участие собственники, обладающие не менее чем 70% голосов.
  • Дом включат в программу реновации, если за это проголосуют все проголосовавшие собственники. Если против выскажется хотя бы один собственник — дом не включат в программу.

Что получат собственники квартир

  • Собственники жилья в реновируемых домах вправе получить за свою квартиру равноценное возмещение «в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения». Вариант возмещения выбирает владелец квартиры. Если собственник выбирает денежную компенсацию, то ему дополнительно должны выплатить сумму за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома. Определение равноценности в законопроекте не прописано.
  • Те, кто арендует квартиры у региона, получат взамен равнозначные жилые помещения. Равнозначная квартира, согласно законопроекту, — это помещение, в котором не меньше площадь и количество комнат и которое «соответствует стандартам благоустройства, санитарным и техническим требованиям». Такая квартира также должна быть расположена в том же населенном пункте, а в городах федерального значения — в том же внутригородском муниципальном образовании, в котором расположен сносимый дом.
  • Жителям коммуналок взамен комнат по законопроекту предоставят отдельные квартиры.

Реновация хрущевок проводится в регионах и сейчас: власти продают инвесторам на торгах право развития застроенных территорий. Инвесторы расселяют дома, строят новые и продают квартиры в них. При этом девелоперы должны отдельно договариваться с каждым собственником квартиры. Так до принятия московского закона было и в столице.

Особенность московской реновации сейчас еще и в том, что она пока проходит без привлечения частных инвесторов — за счет города. Перенести такой опыт финансирования на регионы сейчас невозможно, сказал в интервью РБК на Восточном экономическом форуме на прошлой неделе министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. «Реновация — вещь хорошая, но у большинства субъектов Российской Федерации финансовых возможностей сегодня на это нет», — заявил Якушев, отметив, что приоритетом федерального бюджета является не реновация, а решение проблемы аварийного жилья.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «приведенный подход к реновации жилищного фонда не только позволяет эффективнее использовать бюджетные средства, но и привлекать внебюджетные источники финансирования».

О том, что в региональных бюджетах не найдется денег на масштабную реновацию, говорят и застройщики. «Как общий документ, регламентирующий обновление старого фонда, законопроект целесообразен. Однако главное в нем то, что реновация должна проводиться при участии госбюджета. А пока мы не видели готовности власти участвовать финансово в реновации за пределами столицы», — говорит руководитель службы по работе с госорганами «СПб Реновация» (развивает 22 квартала с хрущевками в Петербурге) Дмитрий Михалев.

«В регионах это никогда не произойдет за счет местного бюджета. Это невозможно нигде, кроме Москвы», — согласна заместитель генерального директора по маркетингу компании «Талан» (работает в том числе над проектами развития застроенных территорий в регионах) Наталья Гарифуллина. По ее словам, реновация в регионах необходима, но для этого она должна происходить по схеме государственно-частного партнерства. «Цена на «метр» в регионах намного ниже, чем в Москве, и застройщик не может в рамках экономики таких проектов построить социальную инфраструктуру, транспортные развязки, общественные пространства и т.п. В этом, конечно, должны финансово участвовать регионы», — поясняет Гарифуллина.

Для регионов программа реновации намного более актуальна, чем для Москвы, считает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая, отмечая, что в программы реновации стоит включать аварийное и ветхое жилье. «В регионах сейчас не хватает средств на более насущные нужды, и программа сноса хрущевок — это непозволительная роскошь. При этом на инвестиционный интерес тоже рассчитывать не приходится: объем предложения нового жилья высокий, а спрос — слабый, — говорит Литинецкая. — Едва ли в условиях экономической нестабильности и непредсказуемости кредитно-денежной политики и регулирования в строительной сфере региональные девелоперы с охотой возьмутся за участие в сносе хрущевок под залог будущего спроса».

​О начале программы реновации ветхого жилья в Москве было объявлено в феврале 2017 года во время встречи мэра столицы Сергея Собянина и президента России Владимира Путина. Весной того же года законопроект, определяющий параметры программы, был внесен в Госдуму, а уже 1 июля был подписан президентом, опубликован и вступил в силу, несмотря на многотысячный митинг против реновации, который прошел в середине мая.

Первоначально в программу реновации предполагалось включить 8 тыс. хрущевок общей площадью 25 млн кв. м, в которых живут 1,6 млн человек. На месте этих домов планировалось построить 35,1 млн кв. м нового жилья. В окончательный список вошел 5171 дом, где живут свыше 1 млн москвичей. Переселять жителей попавших в программу реновации домов начали в феврале 2018 года, а первую пятиэтажку в Москве снесли в августе 2018 года.

Ссылка на основную публикацию