Госдума рассмотрит законопроект о реновации в регионах РФ

Законопроект о реновации жилфонда на территории всей страны внесен на рассмотрение в Госдуму

baburkina / Depositphotos.com

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга одним из эффективных решений вопроса обновления жилого фонда страны признают именно реновацию. Она нужна в каждом регионе, потому что эксплуатация большей части жилых домов рассчитана на срок не более 50 лет с момента первого периода индустриального домостроения с 1957 по 1975 годы (“хрущевок”), и такие строения в силу износа уже требуют замены. Соответствующий законопроект 1 внесен на рассмотрение Госдумы.

Авторы подробно прописывают цели, задачи, порядок реализации каждого проекта реновации, участие в этом органов госвласти: от получения согласия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома до проведения конкурса на право заключения договора о реализации проекта.

Предусматриваются следующие виды проектов реновации:

  • по масштабу: в отношении отдельного многоквартирного дома или элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона, их частей);
  • по источникам финансирования: бюджетные и инвестиционные;
  • по форме реализации проектов: снос и строительство на этом же земельном участке нового многоквартирного дома, реконструкция, снос многоквартирного дома и изменение целевого назначения земельного участка.

В законопроекте прописывается, какие дома отнесут к реновации:

  • аварийные многоквартирные дома, подлежащие сносу или реконструкции и не включенные в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилфонда;
  • многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, которые не соответствуют градостроительным регламентам;
  • типовые многоквартирные дома, возведенные в период с 1957 по 1975 годы, а также аналогичные им дома;
  • многоквартирные дома, в отношении которых реализуются программы развития застроенных территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и законодательством субъекта РФ о реновации;
  • иные многоквартирные дома, предусмотренные законодательством субъекта РФ о реновации;
  • кварталы, в которых исключительно или преимущественно расположены многоквартирные дома, подлежащие реновации.

При этом не подлежат включению в указанный перечень: многоквартирные дома – объекты культурного наследия, а также элементы планировочной структуры, включающие территорию объекта культурного наследия, зону охраны объекта культурного наследия. В перспективе могут быть предусмотрены иные, не подлежащие включению в перечень объекты недвижимости.

Авторы проекта предлагают порядок проведения общего собрания собственников квартир для решения вопроса о даче согласия на включение в проект реновации. Обсуждается возможность равноценного возмещения стоимости жилья собственникам квартир в денежной форме или путем предоставления равноценного жилья. Трактовка равнозначности жилья предполагает предоставление квартир в том же районе, а также увеличение площади на 10 кв. м. При этом регионы смогут увеличивать дополнительную площадь.

Договор о переходе права собственности на квартиру с предоставлением равнозначной – может содержать условие о предоставлении временной квартиры собственнику из маневренного фонда, в случае если предоставление жилья предполагается в доме, который должен быть построен на месте подлежащего сносу и в пределах родного квартала. В этом случае в договор должны быть включены:

  • сведения о предоставляемой квартире маневренного фонда;
  • срок, на который вселяется собственник;
  • ответственность госоргана или инвестора за нарушение такого срока.

Переселение собственника и его семьи в квартиру маневренного фонда и из нее в равнозначное жилое помещение должно осуществляться за счет госоргана или инвестора проекта реновации.

Тем гражданам, которые стоят в очереди как нуждающиеся в жилых помещениях, до получения ими квартир, право на обеспечение жильем в этом порядке обещают сохранить до выявления оснований к снятию их с учета. Но данное положение распространится на граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года. Законодательством субъекта может быть предусмотрено предоставление отдельной квартиры взамен освобождаемой гражданином комнаты в коммунальной квартире в доме, который подлежит реновации.

По мнению авторов, законопроект отвечает практике проведения реновации, сложившейся в регионах страны. Его принятие потребует внесения изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ и другие действующие законодательные акты.

1 С текстом законопроекта № 825313-7 “О реновации жилищного фонда в Российской Федерации” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

В Госдуму внесен закон о реновации в регионах: рассказываем, в чем различия с Москвой

Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму проект закона о реновации жилищного фонда в РФ. Документ направлен на решение проблемы старения жилых многоквартирных домов, построенных в первую волну индустриального домостроения (в 1957–1975 годы), сказано в пояснительной записке. Там же отмечено, что опыт московской реновации, запущенной в 2018 году и оформленной отдельным федеральным законом, «следует учитывать, но нельзя некритически перенести в другие субъекты». Мы изучили законопроект, чтобы понять, в чем реновацию в регионах предложено сделать отличной от московской.

Не только за бюджетные деньги

Пожалуй, главная особенность реновации по-московски — ее концепция исходит исключительно из бюджетного финансирования. Регионам, даже из числа самых обеспеченных, это не по карману. Поэтому для сноса старых и строительства новых домов и переселения туда граждан придется искать не только бюджетные деньги. Между тем привлечение средств из внебюджетных источников требует особого правого регулирования, отмечается в пояснительной записке.

Поэтому законопроект предлагает поделить проекты реновации в регионах на бюджетные и инвестиционные. Последние будут осуществляться при частичном или полном участии денег, привлеченных не из бюджета, — например, на условиях государственно-частного партнерства. Если закон примут, региональные администрации смогут заключать соглашения о ГЧП с инвестором проекта реновации.

Не ограничивать отдельными домами

Питерские законодатели предлагают не ограничивать действие проектов реновации отдельными многоквартирными домами, а при необходимости распространять его на целые кварталы, микрорайоны и даже районы. Что вполне логично, если вспомнить, что массовая жилая застройка во многих городах именно так и осуществлялась. Строили целыми улицами и районами — соответственно, стареет и приходит в негодность весь этот фонд так же одномоментно. В целом ряде случаев градостроительная целесообразность диктует именно комплексный подход к реновации, предполагающий обновление и благоустройство довольно значительной территории, говорится в пояснении к проекту закона. В правилах московской реновации этого нет.

Не только под новые дома

Предложенный закон в случае принятия позволит освобождать территорию реновации не только под новое жилищное строительство. Нельзя исключить и другого назначения подобных территорий в конкретных условиях, сказано в пояснительной записке. Так что регионам дадут право после сноса старых домов строить на их месте и что-то другое, для чего местные власти смогут в том числе менять целевое назначение земельных участков. Это тоже вполне оправдано, учитывая, что новое жилье, скорее всего, потребует и обновления сопутствующей инфраструктуры: расширения дорог, увеличения мест в детских садах и школах и т. д. В Москве законом о реновации установлено ограничение: на месте снесенного дома может быть построен только новый дом.

Больше маневра

Еще одно организационное отличие от столичного опыта — законопроект предлагает расширить возможности регионов для управления реновацией. Московский вариант реновации предполагает в качестве исполнителя программы фонд реновации. У питерских законодателей по этому поводу возникли два вопроса: почему нужно создавать именно фонд и что если фонд создан не будет?

Высокинский заявил, что лучше обновлять старые районы Екатеринбурга, чем строить новые

Закон предполагает, что в регионе, который решил заняться программой реновации, должна создаваться дирекция. Ее можно будет учредить в нескольких вариантах. Во-первых, это может быть подразделение ответственного исполнителя программы реновации, роль которого должен взять на себя уполномоченный госорган в субъекте. Очевидно, в большинстве случаев речь идет о региональных департаментах или министерствах строительства. Такая организация дирекции логична там, где реновация пойдет, главным образом, за бюджетный счет.

Читайте также:  От «первой волны» не снесено только 36 пятиэтажных домов

Альтернатива более уместна там, где двигателем реновации станут внебюджетные средства. Тогда в роли дирекции может выступить специально созданная унитарная некоммерческая организация, в том числе фонд, аналогичный московскому. Тем самым предложенный подход дает регионам больше пространства для маневра и не входит в противоречие со столичным законодательством о реновации, считают разработчики.

Что важного еще?

От законопроекта, внесенного питерскими законодателями, логично было ожидать запрет на включение в программу реновации домов, отнесенных к памятникам истории и культуры. Очевидно, что эта норма закона повлечет за собой массовую ревизию перечней объектов культурного значения в регионах, так что наверняка законодателям придется отдельно подумать о том, чтобы пересмотр охранных статусов исторических жилых зданий был максимально обоснованным.

Жители московского района в штыки восприняли проект 72-этажного небоскреба

Разработчики стремятся закрепить норму, согласно которой новые квартиры жильцам попавших под реновацию домов должны предоставляться в границах той же внутригородской территории. Еще один бонус, который, вероятно, призван дополнительно простимулировать граждан к участию в программе реновации, — это увеличение на 10 квадратных метров площади нового жилья по сравнению с тем, что было изъято под снос. Регионам, кстати, дано право увеличить размер этого бонуса. Квартировладелец может отказаться от переезда в новую квартиру и взять эквивалентную денежную выплату.

Несколько положений закона, по мнению питерских законодателей, обеспечивают права собственников и нанимателей помещений в доме при решении вопроса о включении в проект реновации. Согласие на это будет давать общее собрание жильцов, в том числе предусмотрен вариант заочного опросного голосования, которое давно стало обычным делом. Если окажется, что несколько домов в пределах одной территории разойдутся во взглядах на проект реновации, остается возможность его локализовать для тех домов, которые с ним согласны. В некоторых случаях это даже не потребует созыва нового общего собрания, следует из законопроекта.

Важно, что разработчики документа попытались решить проблему пресловутого «последнего жильца» — собственника или нанимателя квартиры, который никак не соглашается переезжать. Проект закона дает право дирекции или инвестору проекта реновации обратиться в суд с иском о понуждении такого строптивца к заключению договора о предоставлении жилого помещения (в случае с нанимателем речь и вовсе может идти об освобождении занимаемой жилплощади) — с последующим переходом прав на этот объект недвижимости к дирекции или инвестору.

Снос и предложение

В Госдуму внесен закон о реновации жилья по всей России

Под реновацией жилья в проекте, инициатором которого стало Заксобрание Санкт-Петербурга, понимается реконструкция или снос жилых домов и возведение затем на освободившейся территории новых многоэтажек, куда “волнами” будут переезжать жители сносимых зданий. В отличие от действующих сейчас в ряде регионов программ по переселению жителей речь идет не только об аварийных и ветхих домах, но и, например, о типовых многоэтажках 1957-1975 годов. Подразумевается, что эти здания, даже если они еще достаточно крепкие, уже морально устарели. Жильцам-переселенцам законопроект дает ряд гарантий. Так, новая, бесплатно предоставляемая им квартира должна быть “равнозначной”: не меньше предыдущей, с таким же количеством комнат и расположенная в том же районе или в том же населенном пункте, если он небольшой.

В Минстрое не смогли прокомментировать законопроект, сославшись на то, что он еще не поступил в министерство.

В Москве программа реновации была запущена в 2017 году и должна завершиться к 2035 году. При этом на месте старых домов возводятся здания большей площади, а увеличение этажности позволяет окупить затраты на строительство. Общероссийская реновация, по замыслу законодателей из Санкт-Петербурга, должна учитывать московский опыт, но иметь ряд отличий. Законопроект предполагает проводить реновацию не только отдельного дома, но и квартала, района или микрорайона, а также возводить на освобожденной территории не только жилье, но и другие объекты, изменять целевое назначение земельного участка.

“Очевидно, что региональные бюджеты, даже крупных городов, не смогут финансировать реновацию, – отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании “Метриум”, участник партнерской сети CBRE. – Только в 2019 году в Москве выделяется на эти цели 114 млрд рублей (половина расходной части бюджета, к примеру, Краснодарского края)”. По словам эксперта, в Москве строительство жилья обходится в 95 тысяч рублей за “квадрат”, а его продажа приносит 170-200 тысяч рублей. Застройщики могут расселить пятиэтажку и, построив больше нового жилья на ее месте, получить прибыль и окупить затраты. Фактически реновацию в этом случае оплачивают покупатели нового жилья и переселенцы, доплачивающие за дополнительные метры. В регионах разница между себестоимостью и конечной ценой минимальная (от 5% до 15%), спрос же на дополнительные “квадраты” вряд ли будет высоким из-за низких доходов населения.

При этом, по мнению инициаторов документа, средства на реновацию в дополнение к финансам инвесторов должны выделяться из регионального или муниципального бюджетов.

Что говорят в регионах

В регионах к инициативе отнеслись неоднозначно. Практически везде говорят о том, что проблема старого жилья упирается не в законы, а в деньги. В первую очередь надо закончить расселение аварийного и ветхого жилья, а потом уже приступать к реновации морально устаревших кварталов.

Так, в Хабаровском крае до сих пор не могут расселить и снести бараки 1930-1940-х годов постройки, так что о сносе домов моложе 1957 года пока и речи не идет. А в Архангельске первоочередной проблемой считают расселение вовсе не “хрущевок”, а ветхих деревянных домов, зачастую построенных еще до революции.

Власти Якутска несколько лет назад затеяли реновацию застроенного бараками микрорайона собственными силами: нашли иностранного инвестора, разработали программу, по которой предполагалось построить на этом месте высотки для переселения жильцов. Был заложен фундамент под первый дом. Но на большее инвестора не хватило, и он ушел. Сейчас власти ломают голову: что делать с районом дальше.

В Петербурге закон о реновации – “программе развития застроенных территорий” – принят в 2008 году. Однако она буксует, в том числе из-за проблемы “последнего жильца”: на расселение требуется согласие 100% собственников жилья, а проводить его предполагается в границах квартала проживания (а не района, как в Москве).

Проблема исчисляется колоссальными деньгами. Так, в Иркутской области насчитывается около 1800 “хрущевок”, и на их расселение надо около 100 миллиардов рублей. “Можно, конечно, обойтись и существующей правовой базой, – считает Денис Воронов, председатель общественного движения “Регенерация города” и экс-глава стройнадзора Иркутской области. – Например, включить “хрущевки” в программу переселения из ветхого и аварийного жилья – де-факто почти все они имеют признаки аварийности. Но чтобы признать такими 4,5 миллиона “квадратов”, нужна политическая воля”. И речь идет не просто об эстетической проблеме, но и о безопасности: эти здания рассчитаны на землетрясения максимум в 6 баллов, тогда как часть Иркутской области в конце 1990-х годов была переведена в 8-балльную зону. В случае сильных толчков Иркутск и Ангарск повторят судьбу сахалинского Нефтегорска. Существующая в Иркутске программа “Развитие застроенных территорий”, по которой строительные компании получают земли с ветхим жильем, расселяют их и на этом месте строят высотки, в последние годы стала буксовать. А переход на эскроу-счета сделал ее практически невозможной.

В Новосибирске мнения насчет общероссийской программы реновации разделились. Так, гендиректор компании SKY Group Владимир Литвинов уверен, что нужно определиться с понятиями “реновация”, “реконструкция”, описать статус и полномочия застройщика. Член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Заксобрания Новосибирской области Николай Мочалин убежден, что “грандиозные проекты” вроде реновации возникают тогда, когда в бюджете появляются деньги, а рядом – желающие их освоить. И пока целью реновации будет получение прибыли частными компаниями, а не решение проблемы ветхого жилья как таковой, законы не помогут навести порядок в этой сфере.

Читайте также:  Реновация внесла существенные коррективы в рынок вторички

В Астрахани жилищные проблемы перетекают в уголовную плоскость: в июле здесь было возбуждено 43 уголовных дела в отношении чиновников, которые отвечали за расселение из ветхого жилого фонда. Жильцам десятки раз отказывали в признании их уже разваливающихся домов аварийными. А те, кого все-таки переселили, радовались недолго: новые квартиры оказались еще более аварийными, чем прежние.

Амбициозный проект заявил в 2017 году Самарский областной фонд жилья и ипотеки: на месте “хрущевок” в центре региональной столицы предполагалось строить жилье экономкласса. Однако планы не сбылись: у фонда начались финансовые проблемы, а его бывший руководитель стал фигурантом уголовного дела, которое сейчас рассматривается в суде.

Реновация.РФ: как в Госдуму внесли проект замены жилья по всей стране

В Госдуму внесли законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента. Авторы — руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов и председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Галина Хованская.

Главной целью инициативы заявлено предотвращение появления аварийного жилья в России. Для этого законопроект предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации реализовывать программы реновации жилищного фонда за счет средств бюджета регионов «и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников», говорится в пояснительной записке к документу. Источники и объем финансирования региональных программ, а также порядок их реализации также будут определять местные власти — таким образом, чтобы условия проживания граждан при этом не ухудшались. Кроме того, в законопроекте указано, что «для осуществления реновации жилищного фонда, в том числе капитального ремонта и реставрации объектов культурного наследия», могут быть предоставлены средства федерального бюджета.

Документ вводит само определение реновации жилищного фонда, под которой понимается реконструкция или снос не подлежащего капитальному ремонту жилья, а также строительство на высвобождаемой территории новых домов и инфраструктуры. ​

Программа реновации аварийного и ветхого жилья в настоящее время реализуется в Москве. Голосуя в Госдуме летом 2017 года за принятие закона о реновации в столице, Сергей Миронов предложил распространить инициативу на всю Россию, а в апреле 2018 года заявил, что его идея была поддержана премьер-министром России Дмитрием Медведевым. «Дмитрий Анатольевич сказал, что на реализацию такого предложения нужно изыскивать средства. Но у нас есть конкретные наработки на этот счет», — рассказывал тогда глава «Справедливой России».

Как дома попадут в программы реновации

  • За 90 дней до утверждения программы реновации власти должны разместить в интернете и на стендах в доме информацию о том, что планируют включить дом в программу.
  • Собственники квартир должны провести общее собрание. Инициировать его могут собственники, обладающие 10% голосов (то есть владеющие 10% помещений в доме). При этом, если квартиры находятся в региональной или муниципальной собственности, органы власти голосовать не смогут.
  • В общем собрании должны очно или заочно принять участие собственники, обладающие не менее чем 70% голосов.
  • Дом включат в программу реновации, если за это проголосуют все проголосовавшие собственники. Если против выскажется хотя бы один собственник — дом не включат в программу.

Что получат собственники квартир

  • Собственники жилья в реновируемых домах вправе получить за свою квартиру равноценное возмещение «в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения». Вариант возмещения выбирает владелец квартиры. Если собственник выбирает денежную компенсацию, то ему дополнительно должны выплатить сумму за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома. Определение равноценности в законопроекте не прописано.
  • Те, кто арендует квартиры у региона, получат взамен равнозначные жилые помещения. Равнозначная квартира, согласно законопроекту, — это помещение, в котором не меньше площадь и количество комнат и которое «соответствует стандартам благоустройства, санитарным и техническим требованиям». Такая квартира также должна быть расположена в том же населенном пункте, а в городах федерального значения — в том же внутригородском муниципальном образовании, в котором расположен сносимый дом.
  • Жителям коммуналок взамен комнат по законопроекту предоставят отдельные квартиры.

Реновация хрущевок проводится в регионах и сейчас: власти продают инвесторам на торгах право развития застроенных территорий. Инвесторы расселяют дома, строят новые и продают квартиры в них. При этом девелоперы должны отдельно договариваться с каждым собственником квартиры. Так до принятия московского закона было и в столице.

Особенность московской реновации сейчас еще и в том, что она пока проходит без привлечения частных инвесторов — за счет города. Перенести такой опыт финансирования на регионы сейчас невозможно, сказал в интервью РБК на Восточном экономическом форуме на прошлой неделе министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. «Реновация — вещь хорошая, но у большинства субъектов Российской Федерации финансовых возможностей сегодня на это нет», — заявил Якушев, отметив, что приоритетом федерального бюджета является не реновация, а решение проблемы аварийного жилья.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «приведенный подход к реновации жилищного фонда не только позволяет эффективнее использовать бюджетные средства, но и привлекать внебюджетные источники финансирования».

О том, что в региональных бюджетах не найдется денег на масштабную реновацию, говорят и застройщики. «Как общий документ, регламентирующий обновление старого фонда, законопроект целесообразен. Однако главное в нем то, что реновация должна проводиться при участии госбюджета. А пока мы не видели готовности власти участвовать финансово в реновации за пределами столицы», — говорит руководитель службы по работе с госорганами «СПб Реновация» (развивает 22 квартала с хрущевками в Петербурге) Дмитрий Михалев.

«В регионах это никогда не произойдет за счет местного бюджета. Это невозможно нигде, кроме Москвы», — согласна заместитель генерального директора по маркетингу компании «Талан» (работает в том числе над проектами развития застроенных территорий в регионах) Наталья Гарифуллина. По ее словам, реновация в регионах необходима, но для этого она должна происходить по схеме государственно-частного партнерства. «Цена на «метр» в регионах намного ниже, чем в Москве, и застройщик не может в рамках экономики таких проектов построить социальную инфраструктуру, транспортные развязки, общественные пространства и т.п. В этом, конечно, должны финансово участвовать регионы», — поясняет Гарифуллина.

Для регионов программа реновации намного более актуальна, чем для Москвы, считает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая, отмечая, что в программы реновации стоит включать аварийное и ветхое жилье. «В регионах сейчас не хватает средств на более насущные нужды, и программа сноса хрущевок — это непозволительная роскошь. При этом на инвестиционный интерес тоже рассчитывать не приходится: объем предложения нового жилья высокий, а спрос — слабый, — говорит Литинецкая. — Едва ли в условиях экономической нестабильности и непредсказуемости кредитно-денежной политики и регулирования в строительной сфере региональные девелоперы с охотой возьмутся за участие в сносе хрущевок под залог будущего спроса».

​О начале программы реновации ветхого жилья в Москве было объявлено в феврале 2017 года во время встречи мэра столицы Сергея Собянина и президента России Владимира Путина. Весной того же года законопроект, определяющий параметры программы, был внесен в Госдуму, а уже 1 июля был подписан президентом, опубликован и вступил в силу, несмотря на многотысячный митинг против реновации, который прошел в середине мая.

Читайте также:  ОЭК будет определять точки для подключения объектов реноваций

Первоначально в программу реновации предполагалось включить 8 тыс. хрущевок общей площадью 25 млн кв. м, в которых живут 1,6 млн человек. На месте этих домов планировалось построить 35,1 млн кв. м нового жилья. В окончательный список вошел 5171 дом, где живут свыше 1 млн москвичей. Переселять жителей попавших в программу реновации домов начали в феврале 2018 года, а первую пятиэтажку в Москве снесли в августе 2018 года.

В Госдуму внесли законопроект о реновации в регионах

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Лидер “Справедливой России” Сергей Миронов и глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская (“Справедливая Россия”) внесли в среду на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о реновации жилищного фонда в регионах России. Проект закона размещен в думской электронной базе данных.

“Проект федерального закона направлен на предотвращение возникновения аварийного жилищного фонда. Он предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджета субъекта РФ и иных не запрещенных законодательством РФ источников реализовывать программы реновации жилищного фонда”, – говорится в пояснительной записке.

Законопроектом вводится понятие реновации жилищного фонда. “Под реновацией жилищного фонда понимается реконструкция или снос не подлежащих капитальному ремонту объектов жилищного фонда и жилищное строительство на высвобождаемой территории с обеспечением территории реновации объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также проведением мероприятий по благоустройству жилых территорий”, – поясняют разработчики.

Одновременно региональные власти должны будут “определять источники и объемы финансирования программы реновации; устанавливать порядок и определять условия улучшения жилищных условий граждан (собственников и нанимателей), проживающих в многоквартирных домах, жилых домах, подлежащих сносу или реконструкции, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений”. “При этом такие порядок и условия не должны снижать предусмотренные жилищным законодательством и иными федеральными законами гарантии улучшения жилищных условий указанных в настоящем пункте лиц”, – добавляют депутаты.

Кроме того, в документе уточняется, что “органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право создать фонд содействия реновации жилищного фонда для реализации соответствующей программы”.

Гарантии гражданам

Законопроект также предоставляет гражданам ряд гарантий. Так, нанимателям, согласно документу, должны предоставляться “равнозначные жилые помещения, жилая площадь и количество комнат. а общая площадь такого жилья равна или превышает общую площадь освобождаемого”. Предоставляемое жилье должно “соответствовать стандартам благоустройства, санитарным и техническим требованиям, установленным жилищным законодательством”. Кроме того, указывается, что жилье должно быть “расположено в том же населенном пункте (в городах федерального значения – в том же внутригородском муниципальном образовании), в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации”.

Наряду с этим собственникам по их выбору может предоставляться равноценное возмещение в денежной форме, которое осуществляется вместе с компенсацией за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома. Жителям комнат в коммуналках, согласно проекту, “взамен освобождаемых комнат в квартирах предоставляются отдельные квартиры”.

Законопроектом устанавливается, что “включение многоквартирных домов в программу реновации может осуществляться только в том случае, если на общем собрании за него проголосовали все собственники жилых помещений в многоквартирном доме, принявшие участие в голосовании. Если решение не было принято из-за отсутствия необходимого кворума, региональные власти должны перенести срок проведения реновации в доме, “не превышающий трех лет”. В случае, если при голосовании один из собственников высказался против включения дома в программу реновации, то субъект “принимает решение об исключении этого многоквартирного дома из программы реновации”.

История вопроса

Президент РФ Владимир Путин 1 июля 2017 года утвердил программу реновации жилищного фонда Москвы, подписав поправки к закону “О статусе столицы Российской Федерации”. По итогам голосования жителей в программу вошло более 5 тыс. домов, большинство из которых пятиэтажные хрущевки. Это почти 70% имеющегося жилищного фонда такого типа в Москве.

Хованская ранее заявляла о необходимости распространения московского опыта реновации жилищного фонда на другие регионы России.

Госдума рассмотрит законопроект о возможности проведения реновации жилья в регионах России с использованием механизмов ГЧП

29 октября 2019 года на рассмотрение в Госдуму внесен проект федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». В документе, в частности, предусмотрена реализация инвестиционного проекта реновации на началах государственно-частного партнерства между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и инвестором.

Согласно документу, в настоящее время в стране имеется опыт проведения реновации в Москве, который следует учитывать, но нельзя некритически перенести на другие субъекты Российской Федерации. Во-первых, потому, что этому препятствуют отдельные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и некоторых других федеральных законов. Во-вторых, потому, что все остальные российские регионы не обладают такими финансовыми возможностями, которыми располагает столица. В связи с этим проведение реновации на территории всей страны нуждается в создании законодательной базы на федеральном уровне. В то же время следует учесть московский опыт в части законодательного регулирования особенностей градостроительных и земельных отношений при реализации проектов реновации, решения проблемы «последнего жильца», выявления собственников и нанимателей жилых помещений при проведении реновации.

Законопроект содержит специальную статью, посвященную составу законодательства о реновации, включающему регулирующие соответствующие отношения законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Подобная статья предусматривает возможность принятия в этой сфере законов субъектов Российской Федерации.

Документом вводится и подробно регулируется институт проекта реновации, определяются его типы, виды и формы реализации. Использование данного института позволяет адаптировать государственную программу реновации к конкретному объекту, регламентировать основания, условия, последовательность и порядок совершения юридически значимых действий в процессе реновации.

В законопроекте подробно прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников, в то время как концепция реновации в Москве исходит из финансирования реновации за счет бюджета, что и делает эту концепцию неприемлемой для всех остальных субъектов Российской Федерации. Между тем привлечение средств из внебюджетных источников требует определенного правового регулирования и внесения изменений в действующее законодательство. Поэтому в законопроекте проводится классификация проектов реновации на бюджетные и инвестиционные, которые полностью или частично финансируются за счет привлеченных средств. Юридическое лицо, осуществляющее подобное финансирование, именуется в настоящем законопроекте инвестором проекта реновации.

При этом предусмотрена реализация инвестиционного проекта реновации на началах государственно-частного партнерства между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и инвестором. Приобретение последним соответствующих прав и обязанностей осуществляется в результате специальной процедуры, подробно описанной в настоящем законопроекте на основании положений законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. Одновременно в это законодательство предложено внести изменения, позволяющие применять его к отношениям, связанным с реновацией.

Проект федерального закона законопроект предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона). Аналогичные положения отсутствуют в законодательстве, принятом для реновации в Москве. Между тем в целом ряде случаев градостроительная целесообразность диктует именно комплексный подход к реновации, предполагающий обновление и благоустройство довольно значительной территории, включающей несколько многоквартирных домов. Поэтому соответствующая возможность должна быть оговорена и очерчена в федеральном законе.

С полной версией проекта федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» можно ознакомиться на сайте Госдумы.

Ссылка на основную публикацию